17-18 мая в Оренбурге пройдет Международный фестиваль детской литературы «Чудо-книга» (http://oren1.ru/search/tag/чудо-книга). В преддверии события Анастасия Дмитриева из Школы журналистики «МEDIAВОЛНА» написала специально для Орен1 текст о литературе.
Дети: «Все, что мне нужно узнать, есть в интернете»
Утро выдалось на удивление ясным и солнечным. Направляясь на остановку, обратила внимание на утреннее небо. Такого насыщенного малинового цвета я не видела никогда. Казалось, будто бы кто-то случайно пролил в него кисель. Вроде ничто не способно испортить прекрасное начало дня. Но я сама справилась - забыла наушники дома! И теперь по дороге в университет не смогу погрузиться в мечты о прекрасной жизни, к которым так располагало малиновое утро. В автобусе я села впереди двух подростков, лет 15-ти на вид. Хотела было подготовить оправдательную речь для опоздания на пару, но мои соседи что-то бурно обсуждали. Это, пожалуй, самый прекрасный, но и трудный возраст. Ты уже хочешь рассказать миру о себе, уже готов вступать в споры, отстаивать свою позицию. Но ты еще не имеешь авторитета и знаний, чтобы мнение твое воспринимали всерьез. Тебе уже твердят о том, что ты должен быть ответственным, но ограничивают свободу действий. Такая неопределенность заводит в тупик.
Тем временем между девушкой и парнем, которых, как выяснилось, звали Маргарита и Дмитрий, развернулась целая баталия. Маргарита, была явно начитанной и грамотно излагала свои мысли:
- Дима, но согласись, чтение необходимо, это ведь не только полезно, но и интересно!
- Сейчас книги легко заменить, - парирует Дима, - все, что мне нужно узнать, есть в интернете. И это не отнимет у меня много времени. Да и что там интересного, скажи мне, читать о внутренних страданиях героев? В фильмах их сводят до минимума, и это меня полностью устраивает...
- А как же воображение, Дима! - перебила, с жаром Маргарита. - А как же понимание внутреннего мира человека?! Как ты сможешь проникнуться судьбой персонажа, не зная, что им двигало? Да и в конце концов, как же развитие речи?
В их дальнейший диалог я не вслушивалась. Тема их разговора меня саму погрузила в глубокие раздумья. Современный подросток часто слышит излюбленную взрослыми фразу: «В наше время люди читали, а не кнопки тыкали». В моей семье никто не навязывал чтение, я сама полюбила этот процесс: чтение придавало уверенность в себе и позволяло избавиться от чувства собственной неполноценности и ограниченности; чтение укрепляло убеждения и взгляды, формировало образ мыслей и готовность к принятию чего-то нового, к участию в дискуссии и обмене мнениями. Но действительно ли это так важно в современном мире - читать книги? Насколько сейчас актуальны темы, которые поднимались в классических произведениях?
Чтобы иметь представление о реальном положении дел, я решила провести небольшой опрос среди студентов и учеников школы, в которой училась.
На вопрос «Читаете ли вы?» - 86% ответили «Да».
На вопрос «Любите ли вы читать русскую классику?» Чуть больше половины ответили «Да» (53%), остальные - нет.
На вопрос: «Считаете ли вы, что молодежи нужно читать русскую классику?» - 74% опрошенных ответила «Да».
На вопрос «Почему ты считаешь, что нужно читать русскую классику?» самыми популярными ответами были: «Потому что так надо», «Потому что это интересно», «Потому что русская литература дает возможность узнать о родной культуре».
Взрослые-писатели: «Читать должны те, кто умеет извлекать из литературы радость».
Мне стало интересно узнать, что думают об этом лидеры мнений. Погуглила. К примеру, Дмитрий Быков, выдающийся русский писатель и публицист, считает, что было бы грубо утверждать то, что детям неинтересно читать про классических героев, потому что они их не понимают. Быков убежден, что именно подростки могут прочувствовать, как на себе, проблемы с которыми столкнулась Наташа Ростова, Татьяна Ларина, Владимир Ленский и многие другие, ведь они являются почти их ровесниками. Если ребенку неинтересно читать роман “Евгений Онегин “или любое другое классическое произведение, то это значит то, что это просто не его занятие: «Не понимает — ну, значит, не дано ему <…> Может, он зато храбрый, или машину умеет чинить, или тридцать пять раз подтягивается». В материале «Чтение – удовольствие не для всех», опубликованном Дмитрием Быковым в Фейсбуке, автор говорит: «Откуда эта уверенность, что непременно все дети должны любить читать? Петь должны те, кто умеет петь. Рисовать — те, кому это нравится и у кого получается. Читать - те, кто понимает в литературе и умеет извлекать из нее радость».
А вот 3 коротких произведения, которые надо прочесть подростку, по мнению Дмитрия Быкова:
1) «Муми Тролль и комета» Туве Янссон,
2) «Ушедшие из Омеласа» Урсулы Ле Гуин,
3) «Звезда Соломона» Александра Куприна.
Александр Невзоров, российский журналист, придерживается либеральных взглядов и считает, что дети, не желающие читать классику, абсолютно правы, ведь зачем употреблять продукт, у которого закончился срок годности? Публицист иронично замечает: «Богоискательская истерика Достоевского имеет к сегодняшнему дню такое же отношение, как шумерские глиняные таблички.<…> Тема многолетних предсовокупительных терзаний самок в кринолинах тоже сегодня особого интереса не представляет”. По мнению журналиста, дети читают почти так же, как и раньше. А меньше они могут читать потому, что появилось много новых альтернативных занятий, которые ничем не уступают.
Валерий Кузнецов, оренбургский писатель, редактор только что опубликованного романа Ивана Веневцева "Урал-быстра река" об оренбургском казачестве:
- Я убежден в том, что читать классическую литературу необходимо, хотя бы потому, что надо знать историю своей страны. Без знания родной истории человек не может считать себя образованным.
Рубрикатор: #подробности_орен1
Автор: Анастасия Дмитриева
Иллюстрация: советская и российская актриса театра и кино Людмила Савельева в роли Наташи Ростовой в фильме Сергея Бондарчука "Война и мир", www.kino-teatr ru
Редактор: Виталий Койрах
Орен1 - Важные новости Оренбурга
Поставьте лайк и подпишитесь на канал!