Большевики любили борьбу и не любили предрассудки. Соединив два в одном, они положили начало затяжной антиклерикальной кампании. В 1918 году вышел декрет об "отделении церкви от государства", следующим шагом стало изъятие церковных ценностей и ликвидация культа мощей. Растеряв юридические права, церковь продолжала доминировать над сознанием "темных масс" - Илия пророк и Николай чудотворец были понятнее велеречивых вождей.
Тогда (в 1921 году) у товарищей из Воронежской губернии созрел план по спасению неотесанных соплеменников из лап антинаучных суеверий. Кучка богоборцев объединилась в Союз Атеистов и пошла с антирелигиозным манифестом по деревням да колхозам. В пыльных сельских клубах творилась новая идеология: члены Союза сеяли материализм, желая взрастить образцового человека. Но человек не взращивался по причине отвратительной пиар-компании атеизма.
Провал произошел на стадии неудобоваримого названия. Слово "а-те-ист" для пролетарского уха было сродни санскриту, и неправильно названный "корабль" затонул, так и не достигнув берегов всеобщего обезбоживания.
Однако, опыт воронежцев вдохновил ЦК на создание глобальной общественной организации, способной, наконец, освободить сознание товарищей от многовековых сказок. Так и возник Союз Воинствующих Безбожников.
Председателем Совета СВБ стал Емельян Ярославский (Губельман) - идеолог антирелигиозной политики, ненавистник Чайковского и похититель Рождества у детишек.
Советский Гринч, памятуя о неудачном опыте Союза Атеистов, ратовал за простоту. Агитационные статейки писались максимально доступным языком, чтобы последний люмпен мог причаститься атеистическим святыням.
Для обслуживания антирелигиозной работы привлекались художественные средства: фильмы, театральные постановки, диапозитивы проекционного фонаря. В это же время по Стране Советов прокатился безбожный карнавал. Апостолы нового мировоззрения устроили "крестный ход" по значимым для верующих местам, топтали кирзачами церковную литературу, жгли чучела импровизированных богов.
В Царицыне ряженые комсомольцы с факелами и звёздами, разыгрывая «Выезд богов», направились к действующим храмам, где продемонстрировали пантомиму «Освобождение истины».
В Липецке поставили спектакль «Три Иисуса» и организовали лекцию, в которой высмеивали непорочное зачатие.
Типографские станки скрипели от натуги, выдавая всё новые и новые порции печатной продукции: "Безбожник", "Юные безбожники", "Антирелигиозник", "Безбожный рабочий".
За безбожным карнавалом последовала волна закрытия храмов. Годовщины закрытия отмечались с размахом. Из информационного отчета Новохоперского уездного комитета РКП(б) за апрель – июнь 1925 г. следует:
Особо выраженная антирелигиозная работа была отмечена в селе безбожников Верхнее Толучеево Воробьевской волости, где в годовщину закрытия церкви состоялось торжественное заседание с участием представителей различных организаций сел и волостей уезда, а также с представителями Укома, Укоммола и УИКа.
На праздновании присутствовала масса крестьянства главным образом взрослых до 2500 человек, из этого же количества более 800 человек крестьян прибывших из других сел и деревень уезда. В общем, празднование прошло с подъемом, требования и просьбы крестьян сводились главным образом к более частому посещению с докладами, беседами и лекциями представителей от уезда. (веселая, должно быть, была вечеринка - авт.)
Закончив с крестьянами и колхозниками, СВБ двинулся на школы и детские сады. Благопристойные пионеры вещали детишкам о религиозных заблуждениях и постулатах эволюционной биологии.
Во время Второй Мировой деятельность Безбожников почти загнулась. Во-первых, всем уже было не до них. Во-вторых, из-за дефицита бумаги богоборцы больше не могли подкреплять пропаганду печатным словом. Пациент окончательно издох в 1947 году, и религиозные организации смогли на какое-то время перевести дух. Правда, ненадолго, но это уже другая история.
Лайк и подписка на канал стимулируют автора к творчеству)
ЧИТАЙТЕ так же:
Викторианская эпоха - расцвет легализованной наркомании