Найти тему

Вещественные знаки невещественных отношений, или почему я так и не научилась принимать подарки к дате

Существует традиция - «фиксировать» отношение к учителю по праздникам, реже - по будням. Перечень дарений не имеет смысла озвучивать, он, как правило, тоже стабильно традиционен. Даты тоже давно определены, набор слов в процессе вручения примерно одинаков (обязательно церемониальным является пожелание – хороших учеников), да и учительское поведение в момент проявления ученически-родительского внимания тоже должно быть строго определенным, то есть благодарно-признательным. Если вдруг дарители обнаружат не ярко выраженное благодарно-признательное принятие дара, то это становится предметом обсуждения, как минимум, за семейным ужином, как максимум, в соцсетях. Теперь еще принято обсуждать в коллективных чатах родителей рейтинг учителей в зависимости от степени их влияния на ребенка, по их мнению, в соответствии с суммой на подарок или видом самого подарка. Причем детей активно привлекают к таким обсуждениям. Ну, а после того, как вручение состоялось- наступает период рефлексии на то, как сберегли , съели ли с аппетитом или без, не оскорбили ли пренебрежением, а в конце концов, ну при условии, если что-то пошло не так, выводом –совсем «заелись» эти учителя. Это я, конечно, брюзжу. Конечно, существуют и другие, этически нормированные модели поведения. Но бурная моя реакция именно вот на такую меркантильно – обязательную «регламентированность» оправдана. Когнитивный диссонанс покоя не дает, а душа говорит: «Ничего мне не нужно, отмените такие праздники, когда подарок подразумевает отчетливо выраженную реакцию, а то меня осудят, остракизму публично подвергнут».

Так хочется простоты отношений без обязательств, слов - искренних и хороших, от сердца и не к дате, а если слова не формируются, то поступков, а не пустых обещаний. Моему учительскому счастью регламентированность отношений мешает, несчастные дети, которых принуждают быть признательными, вызывают жалость, а родители, делящие учителей на достойных и не достойных родительских благодеяний в виде дежурного букета – вызывают искреннее сочувствие.

Выход из положения я давно нашла: конфеты в классе всегда для всех в свободном доступе для всеобщего поедания и всеобщего поднятия настроения, цветы – в учительскую, книги – в библиотеку, билеты в театр –ветеранам, дорогих подарков не принимаю ни при каких обстоятельствах. Только когнитивный диссонанс все равно покоя не дает.