Найти в Дзене
Всё обо всём

Как научить ребенка читать

Оглавление

Как научить ребенка читать – один из самых острых вопросов, волнующих родителей. Как помочь малышу запомнить буквы и прочитать первые слоги, не отбив малышу желание заниматься? Сколько времени уделять занятиям? С какого возраста лучше начинать обучение. Ответы на эти вопросы и не только вы встретите в нашей статье.
Когда начинать
Психологи, логопеды и педагоги приводят разные точки мнения по этому поводу. Одни советуют начинать обучение как можно раньше, другие рекомендуют не торопиться и приступать к занятиям перед школой. Множество литературы издано на эту тему, но так и нет единого мнения.
Так кого же слушать? Кому доверять?
Каждый ребенок индивидуален по своему развитию и интересам. И только вы знаете своего малыша лучше всякой умной книжки. Безусловно, информация и накопленный опыт, которым делятся педагоги, помогают ориентироваться нам, применять его в практике. Но также очень важно обращать внимание на потребности ребенка, на его интересы. Также есть определенные признаки, которые помогут вам сориентироваться в этом вопросе:
1. У ребенка получается общаться предложениями.
2. Хорошо развит фонетический слух. Он различает звуки в словах, может назвать слова на определенные буквы, которые вы ему говорите(например, назови слова на букву «к»)
3. Ребенок проговаривает звуки, его речь понятна
4. Малыш ориентируется в пространстве, понимает "вперед-назад", "влево-вправо"

Если у ребенка присутствует все четыре признака, то можно пробовать начинать обучение. Главное не заставлять ребенка и тем самым не отбить желание заниматься насовсем.

Методология обучения
Есть три основных направления обучения чтению, в каждом из которых есть минимальная единица чтения.


1. Звуковой


Очень известная всем нам методика. Каждый хорошо знает метод из своего детства. Здесь минимальной единицей выступают звук и буква.
Обучение происходит следующим образом: произносят звук, а затем показывают букву. Ребенок таким образом изучает произношение букв. Здесь есть некоторая сложность в соединении букв в слог.
Например, сначала ребенку показывают буквы "м" и "а", а затем их соединяют в слог "ма".

2. Способ целых слов


Это еще один очень известный метод. Здесь минимальная единица — слово.
Смысл этой методики в том, что показывают картинки с подписанными словами. Малыш запоминает написание этих слов.
Минусом этого метода является, что для свободного чтения необходимо запомнить большое количество слов. И к тому же дети могут не узнавать слова, если они написаны другим шрифтом.
Таким образом работает зрительная память

3. Чтение по складам


Минимальной единицей выступают не отдельно звук и буква, а их склад.
Этот метод очень поддерживал Лев Николаевич Толстой.
Суть метода заключается в том, что ребенок сразу учит произносить склад звуков. Так например, когда мы произносим "к", то мы набираем воздух, а затем выдыхаем, тем самым произнося согласный звук с гласным.
Плюсом этого метода является то, что ребенок сразу учится воспринимать слоги, ему проще соединять звуки. Тем не менее есть и минус: детям бывает непросто выделить отдельную букву из слога.

У каждого из этих методов есть свои плюсы и минусы. Большим распространением в нашей стране пользуется звуковой метод.