К началу Второй мировой войны зенитная артиллерия, порой, превосходила танковые пушки. Скорости авиации того времени позволяли «неспешную» стрельбу, а вопрос дальности и баллистики решали увеличением длины ствола и калибра. Но к 1945 году, когда скорость боевых самолетов возросла, а позже – появились и реактивные, «классическая» зенитная артиллерия, казалось бы, ушла навсегда. Именно тогда в СССР родился гибрид, построенный на стыке «старой» и «новой» школы.
Первая послевоенная
Во время войны в СССР было несколько зенитных пушек: от 25 – до 85 мм. Несмотря на свою эффективность, их недостатком была мобильность: стационарные орудия требовали времени на подготовку расчета и транспорта для буксировки. К 1941 году в РККА находилась импровизированная ЗСУ на базе грузовика ЯГ-10, которую оснащали 76-мм орудием. Но ряд причин привел к потере всех машин в первый год войны. Некоторое время для защиты техники на марше использовали другое импровизированное средство – установку М4 (четыре пулемета Максима с зенитным прицелом) на платформе грузовика ГАЗ-АА. Правда, у такого решения было много минусов: отсутствие защиты (даже противопульной), и ограниченные зенитные качества (установка «доставала» самолеты на высоте до 1,5 километров). Кроме того, автомобильное шасси не везде успевало за танками.
Параллельно, конструкторам разрешили эксперименты с различными вариантами бронированных ЗСУ, которые в 1944 году привели к созданию ЗСУ-37 на шасси самоходки СУ-76. Машина прошла последний год войны, некоторое время (вынужденно!) оставаясь единственной ЗСУ послевоенного СССР.
Естественно, такое положение дел не могло устраивать военных – уже в 1946 году началось проектирование новой зенитки. На шасси Т-34 устанавливалась вращающаяся турель с четырьмя 37-мм пушками. Машину рассмотрела комиссия, отметившая возросшую эффективность зенитки. Но на вооружение ее не взяли, так как новую ЗСУ хотели видеть на перспективном шасси танка Т-54.
57-миллиметровое возрождение
В 1946 году сотрудники НИИ 58 под руководством выдающегося оружейника В. Г. Грабина представили зенитную пушку С-60 – калибра 57 мм, на 4-колесном лафете. Орудие несколько лет проходило испытания, что не помешало параллельно создать спаренную установку С-68 из двух 57-мм пушек. Опытную установку испытали на полноприводном шасси С-79А в 1948 году: орудия военных удовлетворили, а вот шасси – нет.
В июне 1950 года представили первый прототип будущей ЗСУ-57-2 – «изделие 500». Машина представляла собой установку С-68 на укороченном шасси Т-54 – с ослабленным бронированием. К концу года выпустили второй прототип – с улучшенными приборами наведения. В 1951 году два прототипа прошли заводские испытания, которые подтвердили успешность концепции. Для отработки конструкции было изготовлено еще шесть прототипов, испытывавшихся до конца 1954 года. Лишь 14 февраля 1955 года на вооружение Советской Армии было принято «Изделие 500» под названием ЗСУ-57-2.
Зенитная молотилка
В основе машины лежал модернизированный корпус танка Т-54, шасси которого укоротили на одну пару опорных катков. Главным отличием стало бронирование: во лбу корпуса и рубки его толщина достигала лишь 14-16 мм, а люк мехвода изготавливали из 6-мм листа. К слову, место механика-водителя тоже переместили – ближе к лобовому бронелисту. Место башни заняла открытая рубка с парой 57-мм орудий и пятью членами экипажа (два заряжающих, наводчик, установщик прицела, и командир). В походном положении рубку прикрывал брезент с шестнадцатью перископами.
В корме располагался дизельный двигатель В-54, мощностью в 520 сил. Ввиду того, что ЗСУ-57-2 была легче (28,1 тонны) чем Т-54, удельная мощность возросла до 18,5 л. с.\т, а максимальная скорость по шоссе достигала 50 км\ч. Улучшилась и проходимость: удельное давление на грунт упало до 0,63 кг\см2.
В прямоугольной рубке расположилась установка С-68, состоящая из пары 57-мм автопушек С-60 с длиной ствола в 76,6 калибров (4,6 метра). Питание обеспечивали магазины по 4 снаряда на ствол, а общий боекомплект составлял 300 выстрелов. Как и в Т-54, горизонтальную наводку обеспечивал электрогидравлический привод с возможностью ручного наведения, скорость которого достигала 30 град\сек. Скорость вертикальной наводки составляла 20 град\сек. При этом, орудие поднималось на угол в 85 градусов.
Теоретически, пара заряжающих могла обеспечить темп стрельбы в 100-120 выстрелов в минуту, а максимальная скорострельность достигала 240 выстрелов в минуту, но конструкция орудий требовала охлаждения ствола каждые 50 выстрелов, что ограничивало скорострельность.
В боекомплекте ЗСУ были выстрелы с осколочной гранатой ОР-281, содержавшие 153 грамма взрывчатки. Начальная скорость в 1000 м\с, при массе снаряда в 2,8 кг, обуславливала дальность стрельбы в 12 километров, но эффективная дальность составляла около 4 километров. Такое ограничение исходило из недостатка инструментов наводчиков.
Так, необходимые поправки для выстрела первый наводчик производил «на глаз»: угол цели – по видимому курсу, дальность – посредством дальномера (или «глазомера»), а скорость – исходя из советских данных о той или иной модели вражеского самолета. Иначе говоря, прицельную стрельбу можно было вести лишь по различимым целям. Отчасти, это компенсировала мощность снаряда – 57-мм граната с самоликвидатором представляла опасность для любого самолета того времени, что подтвердили специалисты НИИ ПВО №2.
Несколько менялось расположение сил на земле. Несмотря на то, что ЗСУ-57-2 не рассматривали как эрцаз-протвотанковую самоходку, для «самозащиты» в ее боекомплекте находились бронебойные снаряды БР-281. Они могли пробить до 80 мм наклонной (30 градусов) брони на расстоянии в 1 километр, чего хватало не только для легких бронемашин, но и некоторых танков. Так, лоб корпуса американского M48 состоял из 110 мм брони, а выпущенный через 10 лет Leopard 1 во лбу получил лишь 70 мм броню.
Несостоявшееся будущее
В 1955 году началось серийное производство ЗСУ-57-2, которые дополнили парк зенитных БТР-152А – с двумя 14,5-мм пулеметами КПВТ. Спустя год была разработана плавающая версия «Объект 510» - с двумя гребными винтами и понтонами. Несмотря на успешные испытания, выпуск машины ограничили 6 опытными экземплярами.
Параллельно, ЗСУ-57-2 пытались довести до своего стационарного аналога. Так, буксируемая пушка АЗП-57 могла наводиться дистанционно – благодаря прибору ПУАЗО-6-60. Последний основывался на данных, полученных от радара СОН-9. Единственным минусом этого было то, что все компоненты были буксируемыми, а подготовка расчета требовала времени. Так начались работы над «Объектом 520» - с модернизированными пушками СВ-68, и комплексом автономного управления огнем «Десна». То есть, все проблемы были решены: мобильность – есть. Радар – пожалуйста. Но военные решили, что в этом классе целесообразней разрабатывать малокалиберные ЗСУ – к тому времени началась разработка «Шилки» с 23-мм пушками, и 37-мм «Енисея». Более того, конструкция ЗСУ 57-2 исключала возможность обеспечить защиту от оружия массового поражения.
Применение «Адской Молотилки»
На вооружение ВС СССР новая зенитная самоходка поступила в 1950 году, хотя полноценной производство развернули спустя пять лет. Машины составляли воздушное прикрытие бронетехники в танковых полках, на которые полагалось по 4 самоходки. За пять лет было произведено 857 машин, которые активно поставлялись на экспорт, особенно активно - после замены ЗСУ-57-2 современными аналогами. Машину использовали армии 24 стран, из которых 8 операторов эксплуатируют зенитку по сей день.
ЗСУ 57-2 не успела проявить себя под флагом создателей, чего не скажешь об экспортных экземплярах – «Адская молотилка» прошла 13 конфликтов. Дебютом стала Вьетнамская война, где ЗСУ 57-2 использовались 201-м и 202-м танковым полком Вьетнамской Народной Армии. Там же проявилась их бесполезность против американской авиации, которую компенсировала эффективность в борьбе с наземными целями. Советские зенитки находились на вооружении Сирии и Египта в ходе арабо-израильских войн 1967-1973 годов, где так же не проявили себя как средство ПВО, а некоторое количество машин стало трофеем израильтян.
Что примечательно, несколько зарегистрированных случаев успешного применения ЗСУ-57-2 как средства ПВО случились многим позже. Так, во время Ирано-Иракской войны, Ирак использовал ЗСУ-57-2 в паре с ЗСУ-23-4 «Шилка» или ЗРК 9К31 «Стрела». Данные их радаров передавались экипажам ЗСУ-57-2, которые таким образом уничтожили несколько иранских вертолетов AH-1J.
Возможно, таким же способом расчеты ЗСУ-57-2 уничтожили 2 и повредили 3 британских самолета Panavia Tornado в ходе войны в Персидском заливе. Хотя Британия, Италия и Саудовская Аравия (эксплуатировавшие эти самолеты в то время) отрицает подобные потери.
В дальнейшем были войны на обломках бывшей Югославии и гражданская война в Сирии, где ЗСУ-57-2 окончательно утвердилась в амплуа эффективного средства борьбы с пехотой и легкой бронетехникой. Хотя, происходило это чаще из-за отсутствия предназначенных для этого средств.
Итоги
Исходя из противовоздушной «эффективности» ЗСУ-57-2, ее принято лишь ругать – как неполноценную и непонятную: наводится медленно, РЛС нет, скорострельность – низкая. Но здесь важно заметить, что лучшего орудия никто в мире не имел. В США была M42 с парой 40-мм орудий, уступающих советским пушкам по дальности и баллистики, а в Великобритании эксплуатировали Crusader AA – танк с одной 40-мм пушкой Bofors. На их фоне ЗСУ-57-2 была таким же недостаточным, но более универсальным аргументом на поле боя.
Словенская ЗСУ-57-2 на учениях
Спасибо за внимание! По ссылкам ниже – иные тексты о советской бронетехнике периода Холодной войны. При желании, можно подписаться на канал, и поставить «палец вверх» материалу – автору будет приятно. И заходите на наш канал в «Телеграме»:
- СУ-152: Миф о "Зверобое"
- Type 62: китайская копия Т-54
- Т-64 и Т-72: отличия и преимущества двух танков