Найти тему

Работа с холодным оружием в боевых искусствах

В этой статье я не буду подробно останавливаться на прикладном аспекте холодного оружия. С некой непреложной очевидностью любую профессиональную деятельность гораздо эффективнее выполнять при помощи профессиональных же инструментов. И для того, чтобы освоить инструмент, необходимо затратить некие время и усилия. Чем круче профессия и инструменты, тем больше времени у усилий придется затратить.

-2

С профессионально-прикладной точки зрения оружие, в том числе и холодное, является профессиональным инструментом для соответствующих профессий. Пока технологии были развиты слабо, оружие было холодным, потом, по мере развития цивилизации, оружие становилось все более высокотехнологичным.

-3

Нас же больше будет интересовать "холодное" оружие как спортивный снаряд. Итак, вопрос в студию: Зачем при обучении боевым искусствам надо использовать работу с предметами (холодным оружием)?

-4

Для начала небольшая цитата из Гамлета Шекспира. Акт III, конец второй сцены. Некто Гильденстерн пытается манипулировать Гамлетом, чтобы развести его на откровенность.

Гамлет

Я что-то не понял. Ну, да все равно. Вот флейта. Сыграйте на ней что-нибудь.

Гильденстерн

Принц, я не умею.

Гамлет

Пожалуйста.

Гильденстерн

Уверяю вас, я не умею.

Гамлет

Но я прошу вас.

Гильденстерн

Но я не знаю, как за это взяться,

Гамлет

Это так же просто, как лгать. Перебирайте отверстия пальцами, вдувайте ртом воздух, и из нее польется нежнейшая музыка. Видите, вот клапаны.

Гильденстерн

Но я не знаю, как ими пользоваться. У меня ничего не выйдет. Я не учился.

Гамлет

Смотрите же, с какою грязью вы меня смешали. Вы собираетесь играть на мне. Вы приписываете себе знание моих клапанов. Вы уверены, что выжмете из меня голос моей тайны. Вы воображаете, будто все мои ноты снизу доверху вам открыты. А эта маленькая вещица нарочно приспособлена для игры, у нее чудный тон, и, тем не менее, вы не можете заставить ее говорить. Что ж вы думаете, со мной это легче, чем с флейтой? Объявите меня каким угодно инструментом, вы можете расстроить меня, но играть на мне нельзя.

-5

Возвращаемся к нашим родным боевым искусствам. При парной работе (кумитэ) участнику ставится задача "проманипулировать" своим оппонентом, набрать очков, послать в нокаут... При этом противник - это достаточно сложный "предмет", со своей динамикой и волей, он будет сопротивляться нам, и навязывать свою "игру". В противовес живому человеку деревянная палка - достаточно простой предмет с незатейливой динамикой. При должной сноровке палку можно вращать различными восьмерками, делать это в перемещении, выписывать красивые формы, работать с двумя палками... Предела совершенству практически нет. Но, взяв в руки палку в первый раз, скорее всего, если и получится, то что-нибудь в меру корявенькое. И некая логика в этом есть: давай ты сначала научишься справляться с динамикой простого предмета, "победишь" его, начнешь чувствовать, а уже потом, по мере возрастания мастерства, будешь учиться работать с "живым" человеком...

Это у нас был аспект и польза от работы с предметами номер раз: мы учимся справляться с "простой" динамикой "простых" предметов. И именно поэтому считается, что начинающий должен работать с в меру тяжелыми предметами. У тяжелой палки есть своя ярко выраженная динамика и, при попытке её нарушить, она быстро объяснит тебе (при помощи шишки на голове), что ты был не прав. :) И только достаточно продвинутый человек может позволить себе работать с легким предметом (например, мечом). Слишком просто нарушить динамику легкого предмета, применить силу и настоять на своем...

Поехали дальше. Есть такой факт, что при работе с холодным оружием техника постигается гораздо эффективнее, чем при работе "голыми руками", только со своим телом. Иногда даже непонятно, с какой стороны вообще подступиться, не используя "сторонние предметы". Возьмем фехтование на рапирах. Можно до бесконечности смотреть и любоваться на перемещения и выпады спортсменов, как великолепно они это делают. Среднестатистический единоборец может съесть шляпу, глядя на их движуху. И совершенно непонятно, как людям ставить подобную движуху, не давая в руки рапиры. По крайней мере, это займет гораздо-гораздо большее время...

-6

Или, к примеру, тамэсивари - разбитие твердых предметов незащищенными частями тела. В традициях нашей школы принято бить доски "на нитках", т.е. не закрепленных жестко в упоре, а находящихся в свободном подвешенном состоянии, подвешенных действительно на легко рвущиеся нити или даже находящееся в свободном падении (разбитие влёт). Стандартная толщина доски - 4 см. И точно также у нас практикуется разбитие (рассечение) незакрепленной доски самурайским мечем, катаной. Как и при разбитии доски рукой или ногой, при правильном движении, пусть и выглядящем медленным, хотя меч и держится пальчиками, а не зажат в кулаке, доска рассекается мягко, клинок проходит ее не встречая сопротивления. Но при малейшей неправильности рассекаемая доска мгновенно приобретает материальность - и вся отдача твоя. Так вот, по моим наблюдениям человека гораздо легче "подвести" к правильному разбитию доски катаной, а уже после этого перейти и к разбитию досок "на нитках" руками и ногами.

Это был пункт номер два: предметы (холодное оружие) являются исключительным и неоценимым методическим ресурсом при обучении людей технике боевых искусств.

Следующее, очень полезное для целей обучения боевым искусствам свойство холодного оружия - это способность его делать все происходящее очень контрастным. Рассмотрим, к примеру, вариант обучения человека защите от удара. Если удар наносится рукой или ногой, в учебных целях не очень сильно и не очень быстро, то не всегда понятно, насколько правильно или удачно ты защитился. Теперь заменим атакующую конечность деревянной палкой. Даже при медленной и аккуратной подаче палки защищающийся сразу поймет, насколько правильно он защищался. Палке все равно, она просто жесткая, оставляет синяки и неприятно приходит в кость. И не прощает ни одной ошибки. Если же заменить палку мечем, то защита от него (голыми руками) сразу приобретает новый смысл. Все становится предельно контрастным: ты либо уклонился от клинка, либо нет. И если считать, что одна из целей боевых искусств - это доведение всего до совершенства, то это свойство холодного оружия очень кстати.

-7

Ну и конечно никак не обойти стороной "магию" холодного оружия, которой в равной мере подвержены как мужчины, так и женщины. Многим знакомо это чувство, когда руки сами тянутся к мечу, хочется хотя бы подержать его в руках, а уж возможность "поработать" с мечом дарит почти физиологическое удовольствие. И это вполне естественно: наши предки не одно тысячелетие бегали (жили) с мечами, от меча зависело твое ежедневное выживание, днем он всегда висел на поясе, ночью был где-нибудь под рукой рядом с лежанкой. Огнестрельное оружие, по сравнению с мечом, очень молодой продукт цивилизации. Можно назвать это зовом предков, генетической памятью, как угодно, но это есть - мало найдется людей, равнодушных к холодному оружию. И, обучаясь работе с холодным оружием, мы делаем очень правильную вещь: мы отдаем долг памяти и уважения своим предкам.