В России снова говорят о новом авианосце. 9 мая вице-премьер Юрий Борисов подтвердил журналистам планы по началу работ над новым авианесущим кораблём, не уточнив конкретных сроков.
Периодически власти подогревают надежду флота и промышленности на создание авианосца. На данный момент в распоряжении российского ВМФ действующих кораблей такого класса нет. "Адмирал Кузнецов", единственный оставшийся в России из советской серии тяжёлых авианесущих крейсеров проекта 1143, находится на модернизации, которую планируется завершить в 2021 году. Впрочем, с учётом ситуации с доковым хозяйством сдвиг срока вправо более чем вероятен.
Судя по опыту других стран, при наличии амбиций на присутствие в мировом океане без такого корабля обойтись сложно. Из зарубежных стран действующие авианосцы есть в составе военно-морских сил США, Великобритании, Франции, Китая, Индии, Италии и Тайланда. Большинство из этих стран продолжает строительство новых авианесущих кораблей.
В истории современного российского кораблестроения есть опыт глубокой модернизации переданного Индии авианосца "Адмирал Горшков" (сейчас "Викрамадитья") на северодвинском "Севмаше". Опыта строительства нового корабля такого класса с чистого листа пока нет.
Тем интереснее предположить, какой корабль планируется начать создавать в 2023 году. По данным агентства ТАСС, на этот период запланировано проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для авианосца с атомной энергоустановкой и водоизмещением порядка 70 тыс. тонн.
Такие работы для кораблей в России выполняет одна организация – Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) в Санкт-Петербурге. За последние несколько лет КГНЦ представил два проекта авианосцев.
В 2015 году широкой публике был показан концепт тяжёлого многоцелевого авианосца проекта 23000Э "Шторм". Корабль отличался значительными габаритами. Длина – 330 м, ширина – 85 м (по полётной палубе), осадка – 11 м, водоизмещение – 95 тыс. тонн.
Силовую установку общей мощностью 200 тыс. л.с. планировалось создавать на базе газовых турбин. Впрочем, по словам представителей КГНЦ, энергоустановка может быть и иной, в зависимости от требований заказчика, в том числе смешанной: атомной и газотурбинной.
"Шторм" должен развивать скорость полного хода 26-30 узлов и иметь автономность 90 суток. Авиационное вооружение предусматривало базирование 80-90 корабельных летательных аппаратов.
Однако дальше стадии концепта проект 23000Э до сих пор не продвинулся. Учитывая этот опыт, КГНЦ начал инициативную проработку проекта лёгкого авианосца с боевыми возможностями, не сильно уступающими "Шторму", но гораздо более привлекательного по цене.
Концепт лёгкого многоцелевого авианосца была показан в 2018 году. За счёт сокращённого запаса авиационных боеприпасов и топлива многие наблюдатели окрестили корабль "бюджетным".
Длина корабля составляет 304 м, ширина – 78 м, осадка – 8,5 м, полное водоизмещение – 44 тыс. т. Скорость полного хода – 28 узлов. Автономность по запасам провизии достигает 60 суток. Главная энергоустановка – газотурбинная с частичным электродвижением мощностью 110 тыс. л. с.
Лёгкий авианосец может нести до 46 корабельных летательных аппаратов, включая тяжёлые истребители Су-33, лёгкие истребители МиГ-29, самолёты радиолокационного дозора и наведения, многоцелевые вертолёты Ка-27.
Если исходить из предполагаемых данных по водоизмещению (70 тыс. т), то первый российский авианосец должен стать неким гибридом "Шторма" и лёгкого авианосца с ядерной энергоустановкой. Впрочем, до 2023 года пожелания заказчика ещё могут измениться. И не один раз.