Найти в Дзене

Обломки Утопии. Архитектура конструктивизма в Смоленске и выставка о ней

Макет этажа дома-коммуны в Смоленске. Арх. О. Вутке.
Макет этажа дома-коммуны в Смоленске. Арх. О. Вутке.

Архитектуру Смоленска хочется сравнить с книгой, страницы которой разрознены и перемешаны ураганом истории. Да и язык, на котором она написана, понимают единицы. Поднять глаза и увидеть свидетеля эпохи в здании с потрескавшейся штукатуркой, разглядеть его под вентилируемым фасадом, под пестрой рекламой – не так просто, как кажется, как могло бы быть. 

Поэтому так важно, что ребята из новой смоленской галереи современного искусства «Дом молодежи» попытались собрать в одну главу страницы, связанные со смоленской историей конструктивизма. 

Выставка ставит проблемы и заставляет зрителя начать собственное исследование.
Выставка ставит проблемы и заставляет зрителя начать собственное исследование.

Яна Двоенко, куратор посвященной той эпохе выставки «Октябрь до наших дней», говорит, что влюблена в то романтическое и одновременно трагическое время. Архитекторы, художники, творцы активно начавшего развиваться промышленного дизайна поверили, что можно реализовать Утопию, где все люди будут жить в красивом, гармоничном, справедливом Новом мире. В едином миростроительном порыве они принялись мечтать – сначала на бумаге, потом в бетоне, стекле и кирпиче. Мечты многих из них были посвящены нашему городу. 

Яна Двоенко проводит авторскую экскурсию по выставке "Октябрь до наших дней".
Яна Двоенко проводит авторскую экскурсию по выставке "Октябрь до наших дней".

Конструктивизм в архитектуре Смоленска состоит, во-первых, из чисто «бумажной части» - нереализованных проектов. Во-вторых, из зданий, которые построены, но по разным причинам, в том числе и идеологическим, и хозяйственным, сильно видоизменены уже в процессе работы или после Великой Отечественной. В третьих, из домов, которые не прошли войну и поэтому снова обратились в бумагу – фотографии, проекты, другие документы. Но многие памятники, несущие черты авангардного стиля, мы просто не замечаем и не ценим, не умея их понимать. Так, например. знаете ли вы, что из восьми построенных в советской России домов-коммун смоленский единственный дом-башня? Да еще и небоскрёб для того времени? А как выглядел Дом печати (ныне — торговый центр «Атмосфера»), с его схлестывающимися на угол асимметричными объемами корпусов?

Проект Дома печати. Здание было построено, но затем пострадало от бомбежек. В переделанном виде сохранился только левый трехэтажный корпус, ныне - ТЦ "Атмосфера".
Проект Дома печати. Здание было построено, но затем пострадало от бомбежек. В переделанном виде сохранился только левый трехэтажный корпус, ныне - ТЦ "Атмосфера".

Собрать ускользающую информацию – огромная и очень сложная задача. Яна рассказывает, что найденные ей в архивах документы рассыпаются от времени и небрежного хранения. С них были сделаны копии, которые сейчас можно увидеть на выставке. 

Там же впервые экспонируются анкеты из личных дел архитекторов, воскрешая их имена, можно увидеть и редкие фото улиц Смоленска 30-х. 

На экскурсии Яна рассказывает, что при расчётах конструктивисты брали за основу не площадь, как сейчас, а кубатуру – поселяя людей в трехмерном пространстве. Вы, в конце концов, утвердитесь в мысли, что архитектор Олег Вутке, спроектировавший смоленскую башню-коммуну, был профессионалом, а не идиотом, предполагавшим построить жилую семиэтажку без воды и канализации. 

Олег (при рождении — Отто) Вутке был автором многих изобретений. Одно из них, по словам Яны Двоенко, полуванна — укороченная, сидячая ванна, которую и сейчас можно встретить в так называемых «малосемейках».
Олег (при рождении — Отто) Вутке был автором многих изобретений. Одно из них, по словам Яны Двоенко, полуванна — укороченная, сидячая ванна, которую и сейчас можно встретить в так называемых «малосемейках».

В залах «Дома молодежи» можно увидеть мебель 30-х (что там увидеть – ей можно и нужно пользоваться), посидеть на стульях, созданных специально для выставки по нереализованному проекту авангардиста Александра Родченко, полистать 5000 нарисованных Эдуардом Кулёминым карточек в старой картотеке, обнаруженной в «закромах» сельхозакадемии, увидеть, как вписывают конструктивистские дома в современный город художники. 

Стулья созданные специально для выставки по проекту 30-х годов (автор А. Родченко).
Стулья созданные специально для выставки по проекту 30-х годов (автор А. Родченко).

Самое тревожное, самое грустное в этом ускользающем наследии то, что, если мы не начнем его замечать, очень скоро они уйдет в небытие. И познакомить с ним сможет только разве что машина времени, но мы не живем у Утопии или хотя бы в 30-х, когда, постаравшись, можно было безоглядно поверить в прогресс. Поэтому большое спасибо «Дому молодёжи». 

Мебелью 30-х годов, выставленной в "Доме молодёжи", можно и нужно пользоваться по назначению.
Мебелью 30-х годов, выставленной в "Доме молодёжи", можно и нужно пользоваться по назначению.

Кстати, к выставке «прилагаются» лекции и экскурсии от смоленского историка Демьяна Валуева – следите за новостями! 

Историк Демьян Валуев рассказывает на лекции в "Доме молодежи" об эпохе 30-х годов на Смоленщине. На слайде - проект застройки городка льнокомбината (ныне - улица Бакунина).
Историк Демьян Валуев рассказывает на лекции в "Доме молодежи" об эпохе 30-х годов на Смоленщине. На слайде - проект застройки городка льнокомбината (ныне - улица Бакунина).

А здесь опубликовано большое интервью Яны Двоенко о миссии «Дома молодёжи» и смоленском конструктивизме.