Найти в Дзене
Спорные мысли

Несколько слов о... православии на Украине

Удивляет и умиляет меня возня вокруг православия на Украине. Все хороши - и Москва, и Константинополь, и Киев. Давайте зададим себе вопрос: какой должна быть православная церковь в отдельно взятом независимом государстве? Ответ известен. Пока церковь слаба, пока у нее мало приверженцев, пока она не стоит прочно на ногах в финансовом и богословском плане - эта церковь вынуждена опираться на соседнюю, более старую и более сильную церковь. Иначе не выживет, уступит в конкуренции другим религиям. Ну а та, более сильная, может "стричь купоны" - в том плане, что помощь даже в богоугодных делах не обязательно должна быть безвозмездной (это я стараюсь аккуратно высказываться про мотивы церквей, без цинизма). Ну и пользоваться возрастающим своим авторитетом, раз уж она поддерживает экспансию православия, ведет, так сказать, миссионерскую деятельность. Если же церковь уверенно существует в этой стране, если у нее все в порядке и с финансами, и с религиозным образованием и всяческой теологией -

Удивляет и умиляет меня возня вокруг православия на Украине. Все хороши - и Москва, и Константинополь, и Киев.

Давайте зададим себе вопрос: какой должна быть православная церковь в отдельно взятом независимом государстве?

Ответ известен. Пока церковь слаба, пока у нее мало приверженцев, пока она не стоит прочно на ногах в финансовом и богословском плане - эта церковь вынуждена опираться на соседнюю, более старую и более сильную церковь. Иначе не выживет, уступит в конкуренции другим религиям. Ну а та, более сильная, может "стричь купоны" - в том плане, что помощь даже в богоугодных делах не обязательно должна быть безвозмездной (это я стараюсь аккуратно высказываться про мотивы церквей, без цинизма). Ну и пользоваться возрастающим своим авторитетом, раз уж она поддерживает экспансию православия, ведет, так сказать, миссионерскую деятельность.

Если же церковь уверенно существует в этой стране, если у нее все в порядке и с финансами, и с религиозным образованием и всяческой теологией - то в независимой стране должна быть независимая церковь. Автокефальная, так сказать, со своей собственной головой. Почему? просто потому, что православная церковь не балуется ни цезарепапизмом, ни папоцезаризмом. И вообще считает, что всякая власть - от бога, и лезть в дела власти для церкви дело неправильное. А значит... а значит, если церковь управляется из-за рубежа - то она является агентом влияния иностранного государства и неизбежно влезает в политику, пренебрегая своими обязанностями духовного окормления паствы.

Ну и какие выводы можно сделать? Что, на Украине православная церковь находится на грани исчезновения, ей нужна внешняя финансовая подпитка? да вроде нет. Тогда остаются только два варианта.

Первый: "научная" теологическая подготовленность священства на Украине низкая, и ей нужно "дружеское наставление" от более опытной церкви. Видимо, этой точки зрения придерживается Константинополь, великодушно "принимая под свою руку" украинскую церковь. Впрочем, не исключено, что и Московский патриархат рассматривает украинскую церковь точно так же, как молодую и незрелую.

Или второй: Украина не является отдельным самостоятельным государством, а есть незаконно отторгнутый кусок России. Тогда понятна ярость предстоятелей РПЦ при попытках украинских церковных иерархов получить автокефалию. В этом, и только в этом, случае становятся понятны вопли про "раскольников" - расколоть можно только единую церковь, а единой она, по православным канонам, может быть только в рамках одного государства. Ну, за исключением вышеизложенного миссионерства.

Вот так как-то... (С) Добрыня