Даже в Непале смеются над действиями США по свержению законного правительства в Венесуэле. После недавнего американского внешнеполитического фарса в Венесуэле, типичное непальское издевательство над США стало особенно популярным в Катманду. Остроумный упрек касается недавней попытки США свергнуть режим президента Венесуэлы Николаса Мадуро. Непальская внешнеполитическая элита, журналисты по вопросам внешней политики и международных отношений, а также научные круги считают, что неудавшаяся попытка США свергнуть правительство Мадуро отражает уменьшение размера «американской глобальной известности». В Катманду считают, что Соединенные Штаты Америки могут оказывать давление только на такие малые и слабые страны, как Непал, но не на такую страну, как Венесуэла, которая пользуется поддержкой таких могущественных стран, как Россия и Китай. Кроме того, они считают, что сфера влияния США теперь имеет «карликовый статус» не только в отдаленных от них территориях мира, но даже в Западном полушарии.
У непальцев есть все основания насмехаться над США. После того как 23 января США признали Хуана Гуайдо, главу Национального собрания Венесуэлы, временным президентом, председатель правящей Коммунистической партии Непала (ПНК) Пушпа Камаль Дахал, выступил с заявлением, в котором пренебрежительно отозвался о признании Гуайдо Соединенными Штатами и их союзниками. Дахал решительно осудил этот шаг как иностранное вмешательство во внутренние дела Венесуэлы. Он сказал, что США не имеют права организовывать переворот против демократически избранного правительства президента Мадуро. После того, как это заявление было опубликовано, Вашингтон вызвал непальского посла, чтобы попросить его разъяснить официальную позицию правительства по венесуэльскому ряду.
Министерство иностранных дел Непала выпустило выдержанное в дипломатических тонах пресс-релиз, не противоречащий заявлению Дахала. После разъяснения официальной позиции непальского правительства посол США в Непале Рэнди Берри не явился на брифинг непальского инвестиционного саммита, чтобы выразить недовольство Америки позицией Непала по венесуэльскому ряду. Однако Непал отказался изменить свою позицию, и позже США направили в Непал Джозефа Фелтера, заместителя помощника министра обороны по Южной и Юго-Восточной Азии, чтобы успокоить напряженные отношения между Вашингтоном и Катманду. Фелтер является самым старшим должностным лицом США, посетившим Гималаи с момента избрания президента Дональда Трампа в 2016 году.
Возможно, из-за того, что, менее чем за 70 лет истории, пережив трижды свержение деспотических режимов с помощью народного восстания, никто лучше непальцев не знает, как трудно изменить режим. Главные помощники президента Трампа: государственный секретарь Майк Помпео, советник по национальной безопасности Джон Болтон и специальный посланник в Венесуэле Эллиот Абрамс думали, что смена режима в Венесуэле будет пользоваться сильной поддержкой могущественных стран, и поэтому станет для них хорошим «куском пирога». Они верили, что восстание венесуэльских военных спровоцирует народное восстание и свергнет лидера, которого они описывали как «оскорбленного деспота, которого необходимо заменить».
Однако заявления американских чиновников о том, что их ключевые сторонники в Венесуэле собираются дезертировать из режима Мадуро, не были реализованы. Болтон назвал три имени высокопоставленных венесуэльских чиновников, которые поддержали смену режима после того, как Гуайдо призвал к военному мятежу. Этими тремя людьми были Владимир Падрино, министр обороны, Майкель Морено, глава Верховного суда, и Иван Рафаэль Эрнандес Дала, глава президентской гвардии. Согласно американскому плану, Верховный суд должен одобрить Гуайдо в качестве законного президента и объявить выборы Мадуро незаконными с тем, чтобы прикрыть дезертирство военных. Абрамс пошел еще дальше, сказав, что документ из 15 пунктов обсуждался между союзниками Гуайдо и членами внутреннего круга Мадуро. Однако 30 апреля оказалось, что заговор провалился, и Падрино появился рядом с Мадуро в громком шоу поддержки и критики тех, кто стоял за попыткой военного неповиновения. Президент Мадуро остался у власти. Помпео и Абрамс обвиняют Россию и Кубу в саботаже заговора и срыве их планов. Но весь проект заставил высокопоставленных помощников Трампа выглядеть дураками.
Неудавшаяся попытка свержения режима Мадуро вызывает много вопросов. Во-первых, были ли у Соединенных Штатов ошибочные разведданные о реальной способности Гуайдо привлечь на свою сторону близких помощников Мадуро. Это был бы не первый случай, когда США пострадали от провала разведки. Например, после вторжения США в Ирак в 2003 году, и отсутствия в стране оружия массового уничтожения государственный секретарь Колин Пауэлл публично признал, что его дезинформировали. Недавно Washington Post сообщала, что Трамп «жаловался, что его ввели в заблуждение о том, как легко было бы заменить социалистического силача молодой оппозиционной фигурой».
Второй вопрос заключается в том, неправильно ли помощники Белого дома истолковали объективную реальность на местах. Как бы ни была сильна страна в экономическом, технологическом, военном и стратегическом отношениях и каким бы оружием она ни располагала, она не выиграет войну, если объективно неверно истолкует события на местах. США должны знать это из своего горького поражения во Вьетнамской войне около 45 лет назад.
Третий вопрос заключается в том, было ли поведение Трампа, достаточно импульсивное по своему характеру, ответственным за неудавшийся переворот. Смена режима возможна только в том случае, если есть сильное желание или желание перемен в народе. Если есть подлинное желание смены режима, и это желание требует соответствующей способности реализовать его. Но, эта способность проистекает только из рационально обоснованного и объективного прочтения ситуации на местах как во внутренней политике, так и в геополитике. Соединенные Штаты не в состоянии финансировать восстановление Венесуэлы даже, если режим Мадуро в конце концов будет насильственно свергнут. Администрация Трампа хочет видеть победу в Западном полушарии на внешнеполитическом фронте до выборов в США в 2020-м году; однако у нее нет ни желания, ни возможности финансировать государственное строительство в Венесуэле после Мадуро.
Наконец, самый важный вопрос заключается в том, как США могут вернуть свою доктрину Монро. Трамп говорит, что Россия должна выйти из Венесуэлы. Ему вторит Болтон: — «Соединенные Штаты не потерпят враждебного иностранного вмешательства в общие цели Западного полушария: демократию, безопасность и верховенство права». Высказывания и президента, и его советника по национальной безопасности означают только то, что доктрина Монро должна быть восстановлена в Венесуэле. Однако министр иностранных дел России Сергей Лавров в кулуарах 11-го министерского заседания Арктического совета заявил своему американскому коллеге Помпео, что «если бы США вмешались военными средствами в Венесуэле, это было бы катастрофой».
Россия, Турция, Китай, Иран, Боливия и Мексика поддерживают Мадуро. Китай и Россия поддержали Мадуро по двум причинам. Во-первых, они сильно проиграют, если левое правительство Мадуро будет свергнуто. Китай инвестировал в Венесуэлу около 70 миллиардов долларов с 2008-го года, и Россия также имеет десятки миллиардов инвестиций в южноамериканской стране. Вторая причина — стратегическая силовая игра, призванная уменьшить сферу влияния Америки не только в Западном полушарии, но и на Востоке. Как высказался в своей статье в «Christian Science Monitor» журналист Фред Уир: — «Россия хочет противостоять тому, что США должны прекратить свой двухдесятилетний «запой» операций по смене режима, который включает поддержку антимосковских революций на собственном заднем дворе России».
Будет ли смена режима в Венесуэле мирной или принудительной, в любом случае, США придется сесть за стол переговоров с Россией и Китаем или решать этот вопрос через Совет Безопасности ООН. Американские ошибки в венесуэльской программе по смене режима ведут к серьезному ослаблению глобального влияния Соединенных Штатов. США пока еще могут оказывать давление на такие слабые страны, как Непал, но уже не на такие, как Венесуэла.