Прогресс почти всегда зло, а прогресс в банковской сфере — зло в квадрате. Финансовые продукты все разнообразнее, а сервисы все доступнее. Но и методы тех, кто пытается залезть в наш карман, становятся все разнообразнее. И нет никакой разницы, имеете вы дело с представителями ООО «Ромашка» или «маринками» из банка.
Пошла за картой, а вернулась с договором страхования
Буквально на днях пришлось пообщаться с банком на букву С. Сестренка Иришка пошла за новой картой, а вернулась с договором накопительного страхования жизни. Если кто не в курсе, то это такой способ постепенно накопить энную сумму, а в случае форс-мажора (смерть, несчастный случай и проч.) страховая компания должна выплатить страховку. Что касается Иришки, она должна была пять лет вносить по 5 тыс. рублей ежемесячно. Страховая также обещала выплатить деньги в случае смерти или получения инвалидности. Еще в договоре была загадочная фраза о том, что страхователь может участвовать в инвестиционном доходе страховщика.
Это должно значить, что внесенные сестрой деньги будут инвестироваться. На выходе она должна была бы получить свои 300 тыс. (взносы за пять лет) плюс какой-то доход. По факту же никаких гарантий дохода компания не давала. Более того, по условиям договора итоговая выплата должна была составить всего 250 тыс. рублей, то есть на 16,35% меньше, чем внесла бы сестра. И более того, если она не сделает очередной взнос, страховая имеет право расторгнуть договор и забрать себе часть денег. Например, в случае если договор будет расторгнут через год-два, сестре должна была вернуться мизерная сумма — 18,96 тыс. рублей. Даже если к этому сроку она успеет пополнить счет на 50 тыс. или даже 100 тыс. рублей.
«Вы всё неверно поняли»
А теперь простая математика. Допустим, моя сестра открыла бы вклад на пять лет и каждый месяц вносила бы те же 5 тыс. рублей под 7% годовых. С учетом капитализации процентов на выходе ее ждала бы сумма около 360 тыс. Если вложить эти же деньги под 6%, то сумма будет немного меньше. В любом случае обычный банковский вклад позволил бы ей накопить, получить доход и в случае необходимости забрать свои деньги без потерь. Когда все это я объяснил Иришке, она долго не могла понять, как в банке ей вместо вклада подсунули совершенно ненужный продукт. «Как же так? Но это же банк! Я поэтому и поверила менеджеру, там она так убедительно все объясняла», — удивлялась она.
В отделении банка сестру, когда та пришла расторгать договор, попытались убедить, что она все неверно поняла. «Вот вчера вы все правильно сделали, а потом вас просто кто-то накачал неверной информацией», — заявила сотрудница Юлия, когда та сообщила о решении аннулировать договор со страховой компанией. На помощь пришла ее коллега, которая попыталась мотивировать сестру так: «Ну вы же сами все подписали. А вдруг с вами несчастный случай?»
Попросили не жаловаться
Аргументы не подействовали. А когда мы поинтересовались, во что будут инвестироваться деньги, какой доход можно получить и почему в договоре об этом нет ни слова, сотрудницы стали спешно искать какие-то инструкции, попутно пытаясь донести до нас, что «это стандартный договор по продукту», «условия нигде не прописываются», «это очень хорошее страхование» и т. д. Расторгнуть договор удалось только после получасового спора с менеджерами, причем напоследок нас попросили не жаловаться, если вдруг позвонят из банка. Чисто по-человечески понятно: детей кормить нужно всем. Поэтому, конечно, сестра обещала сказать, что всем довольна.
А я на всякий пожарный взял ксерокопии всех документов (включая заявление о расторжении) и решил описать эту историю. Поскольку, боюсь, еще очень многие люди привыкли больше доверять словам наших банкиров, чем тому, что написано в договоре.
Вячеслав Добрый
Пенсионерка пришла в банк открыть вклад и потеряла 120 тысяч