Найти тему
"Новый взгляд"

Ошибка ценою в жизнь

Мощный грозовой разряд, поразивший пассажирский лайнер SSJ 100, следовавший рейсом «Москва – Мурманск», на самом деле стал точкой отсчета в трагедии, случившейся 5 мая в столичном аэропорту «Шереметьево».

По информации издания «Коммерсант», молния вырубила электрогенераторы самолета и автоматику, помогавшую в поддержании нужных параметров полета, что создало проблему, впрочем, не опасную для экипажа и пассажиров, отмечают осведомленные источники. В критическую, полагают эксперты, ее могли превратить сами летчики.

По словам информированного собеседника, где-то на 15-й минуте полета борт SU-1492 испытал на себе грозовой разряд. Молния ударила прямо в нос лайнера, после чего на нем осталась характерная закопченная отметина. Грозовая защита самолета отреагировала на поражение аппарата отключением генераторов и переводом электроснабжения потребителей на аккумуляторный.

Как отмечают специалисты, следом, как это и происходит в таких случаях, включился режимDirectMode, при котором проходит прямое управление полетом. Это означает, что бортовой компьютер перестает в автоматическом режиме осуществлять корректировку возможных ошибок пилотов, страхуя экипаж от запредельных углов крена, перегрузок либо сваливания.

Ситуация сложилась нештатная, но не катастрофическая, говорят эксперты, учитывая тот момент, что план действий при подобных инцидентах подробно расписан в инструкциях и рекомендациях, которые рассматривают режим EEC как аварийный, но не чрезвычайный, требующий от пилотов оперативности действий, но не немедленного приземления.

У производителя утверждают, что воздушное судно с отключенными генераторами может пребывать в воздухе столько времени, что его хватит на то, чтобы долететь до ближайшего аэродрома и сесть там, а если с первого раза не выйдет, то зайти на второй круг. При режиме EEC, указано в нормативной документации, нет необходимости даже в подаче сигнала бедствия May Day. Если бы ситуация была слишком опасной и сигнал поступил, то на взлетной полосе самолет ожидала бы пожарная бригада, но его не было.

В режим DirectMode, по заверениям специалистов, и вовсе нет ничего критического, его даже считают практически штатным, так как у пилотов есть возможность продолжения полета и совершения посадки, нужно лишь делать все плавно, не разгонять самолет более 520 км/ч и выключитьавтомат тяги.

Другими словами, посадка могла пройти абсолютно спокойно даже при полных баках топлива, резюмируют эксперты. Главное было избежать резких маневров, чтобы стойки шасси не сломались, а именно это и произошло.

У пилотов SSJ100 Дениса Евдокимова и Максима Кузнецова, как следует из записей одного из черных ящиков, со второй попытки вышло зайти на посадку, вот только расчетную точку приземления машина перелетала, возможно, из-за того, что летчики были вынуждены управлять самолетом в ручном режиме, без автопилота и автомата тяги. Будучи на середине полосы, лайнер не коснулся ее шасси, экипаж, по экспертной версии, начал «прижимать» машину к земле, резко увеличив режим работы двигателей и одновременно опустив нос воздушного судна.

Именно это, считают специалисты погубило SSJ100 и его пассажиров. Скорости были завышены, передняя стойка шасси подбросила самолет вверх, спровоцировав серию прыжков, динамическая перегрузка оказалась запредельной — около 5G, при том, что максимум составляет 3,75G. Задние стойки шасси проломили баки с топливом, керосин вытек и вспыхнул пожар, унесший 41 жизнь.

Некоторые эксперты не исключают, что летчики хотели применить тактику так называемой ускоренной посадки, использовавшуюся советскими военными пилотами в Афганистане, чтобы моджахеды не успели подбить судно при его плавной посадке. Правда в случае с Superjet чего-то не хватило — квалификации, опыта или, может быть, просто выдержки. Еще одна фатальная ошибка пилотов лайнера, по мнению экспертов, заключается в их безуспешных попытках посадить самолет после первого отскока, хотя стоило начать экстренно взлетать.

Сейчас экспертам и следствию нужно установить, действия кого из пилотов были опасными. В этом помогут рукоятки-джойстики, при помощи которых летчики передают команды бортовому компьютеру.  В «Аэрофлоте» нынешние результаты расследования не комментируют, ожидая окончательного вердикта.

Ирина Просветова

Источник: «Новый взгляд»

Чтобы всегда быть в курсе самых последних новостей, подписывайтесь на наш канал Дзена и ставьте палец вверх!