Может ли процесс реабилитации быть настолько увлекательным, что ребенок не захочет от него отрываться? Система Schuhfried, которую наш Фонд приобрел для лечебно-реабилитационного научного центра «Русское поле», доказывает, что да. Рассказываем, как именно устройство помогает детям восстанавливаться, и почему занятия на нем так нравятся маленьким пациентам.
«Шоколад! Вы только что ели шоколад!», — восклицает 16-летняя Даша, как только садится рядом с психологом Еленой. Девочка с легкостью определяет любой аромат: сначала она угадала нотки сосны в составе духов сотрудницы Фонда, а теперь утверждает, что чувствует запах шоколада. Произносит она это очень убедительно. «У меня действительно духи с ароматом шоколада», — говорит Елена.
С помощью запахов Даша определяет, можно доверять человеку или нет; одни ароматы заставляют ее ощущать комфорт и спокойствие, другие — тревогу. Обоняние и слух (Даша улавливает самые тихие шорохи) хорошо развиты у девочки не просто так: из-за болезни — опухоли головного мозга, которая затронула зрительный нерв, — она потеряла зрение. И теперь благодаря запахам, звукам и тактильным ощущениям Даша считывает информацию об окружающем мире.
«Мы приезжаем сюда на реабилитацию третий год подряд, — рассказывает Наталья, мама Даши. — Дочке очень нравятся занятия, она каждый раз с нетерпением ждет новой смены. Нарушения, которые есть у Даши, трудно скорректировать. Но нам очень помогают занятия с психологом — однажды даже пришлось задержаться в реабилитационном центре на более долгий срок, так как наиболее значительный эффект был заметен именно к концу курса, и очень важно было не прерывать процесс».
В этот раз Даше впервые предстоит пройти курс восстановления на установке Schuhfried, которая включает в себя систему Vienna — набор тестов для оценки нейрокогнитивных и психофизиологических нарушений — и систему тренировки CogniPlus, благодаря которой можно в игровой форме скорректировать те или иные параметры. Прежде чем начать реабилитацию, Даше необходимо пройти тест — его результаты покажут, над какими именно нейрокогнитивными и психофизическими функциями необходимо работать. Точность диагностики — одно из главных преимуществ Schuhfried.
Даша садится за установку, которая состоит из монитора, интерактивной клавиатуры, педалей и панели мелкой моторики. С помощью психолога девочка нащупывает кнопки. Она не различает их по цвету, но зато может распознать по расположению и размеру. Девочке предстоит пройти тест на реакцию. «Если слышишь три повторяющихся звука разной громкости, нажимаешь на верхнюю кнопку, если же громкость звуков не меняется — на нижнюю», — объясняет правила психолог.
Несмотря на то, что Даше шестнадцать лет, задание дается ей не так просто — девочка часто сбивается, нажимает невпопад. Спрашивает, можно ли позвать маму. В перерывах между звуками девочка на ощупь исследует оборудование, расспрашивая у психолога обо всем, до чего дотрагивается. И параллельно повторяет: «Мне кажется, вы все-таки ели шоколад».
«Система автоматически обрабатывает результат тестирования и представляет его в виде таблиц и графиков. По ним можно проследить, какой параметр у ребенка развит хорошо, а какой — слабо. Сразу же она анализирует результат относительно нормы для конкретного возраста. Раньше все обрабатывалось вручную, на это уходило много времени, к тому же результаты зачастую получались субъективными — например, специалист мог интерпретировать полученные результаты по-своему или невольно завышать результаты пациента, к которому чувствовал симпатию. И с приходом нового психолога трудно было восстановить историю изменения показателей у конкретного ребенка», — рассказывает Елена.
Теперь такой проблемы нет. На каждого пациента в системе заводится отдельная учетная запись, в которой хранятся данные о ребенке и пройденных им тестах, результатах и изменениях нейрокогнитивных параметров в процессе занятий. Когда в кабинет заходит девятилетняя Вика, психолог создает для нее новую запись, а Дашины результаты сохраняет до следующего ее прихода.
Вика заболела три года назад и уже перенесла операцию по удалению опухоли мозга и курс лучевой терапии. Сегодня девочка проходит реабилитацию и восстанавливается после болезни. Вику спрашивают, готова ли она начать тестирование, на что девочка нетерпеливо и утвердительно машет головой — компьютерная установка с интерактивной клавиатурой очень ее привлекают, и Вике не терпится увидеть, что же появится на экране.
Вскоре там возникает картинка: квакающие лягушки и выскакивающие из воды рыбы. Задача Вики — реагировать на каждую из них. Девочке кажется, что она всего лишь играет, но на самом деле Вика проходит тест на определение скорости реакции, бдительности и интенсивности внимания. В какой-то момент рыбы и лягушки начинают выскакивать чаще, и девочка не успевает за ними.
«В процессе игры-тестирования система подстраивается под скорость ребенка. Если он проходит тест хорошо, задание усложняется. Если при переходе на новый уровень ребенок начинает сбиваться, задание снова упрощается», — говорит Елена.
Лягушки и рыбки, почувствовав, что Вика не успевает за ними, замедляются. Все это обязательно отразится в графике, по которому психолог сможет понять, какую систему тренировки следует подобрать для девочки.
По словам Елены, тестирование на бумаге, которое проводилось раньше, часто казалось детям довольно скучным. Сейчас же Вика настолько увлечена процессом, что не замечает окончания и ждет, когда на экране появится новая лягушка. Вдруг вместо нее появляются графики — результаты, в которых отражены самые разные параметры — и то, как девочка реагирует на разные цвета и звуки, и время реакции, и динамика выполнения, и многие другие факторы, необходимые для того, чтобы выявить те когнитивные особенности, которые необходимо скорректировать именно Вике.
«Конечно, такая система гораздо дороже бумажного тестирования. К тому же, чтобы с ней работать, нужно дополнительно пройти обучение. Но старый способ не сравнится с эффективностью, точностью и скоростью этого оборудования», — рассказывает Елена.
Вике так понравилось проходить тест, что она хочет продолжить занятие на системе. И она обязательно сюда вернется, но только после того, как для нее будет подобрана индивидуальная программа, которая поможет восстановить утраченные после болезни навыки. Для нее и еще, как минимум, 450 детей, столкнувшихся с последствиями опухолей головного мозга, реабилитация в центре «Русское поле» станет еще более эффективной.
Занятия на Schuhfried могут проходить дети, восстанавливающиеся и после других заболеваний: программное обеспечение системы состоит из разных тестов и тренировочных наборов. Но для центра «Русское поле» Фонд Хабенского закупил именно те, которые необходимы детям, перенесшим онкологические заболевания головного мозга: это тесты и упражнения на реакцию, различные виды памяти и внимания, мелкую моторику. Неврологические отклонения у таких пациентов — результат прохождения лучевой и химиотерапии. Нейрокогнитивные функции нарушаются после такого лечения практически всегда, вопрос только в том, насколько долгим и сложным будет процесс их восстановления.
Система Shuhfried была оплачена в рамках программы Фонда «Помощь медицинским учреждениям», которая направлена на поддержку профильных отделений и специалистов, следящих за мировыми тенденциями в области нейроонкологии и оказывающих медицинскую помощь на самом высоком уровне. Спасибо каждому, кто помогает нам реализовывать важные (а иногда и по-настоящему смелые) проекты в рамках этой и других программ.
Фото: Света Мишина