Как часто при просмотре фильмов Вас раздражает "скрытая" реклама? Та, которая совсем не прячется, а наоборот - лезет в кадр, так что ее трудно не заметить. Рекламные вывески и щиты, логотипы компаний такси, производителей телефонов, машин, напитков - меня, например, это часто бесит. К сожалению, современным маркетологам очень далеко до мастерства и вписать это красиво и элегантно в кадр или сюжет они не могут.
А ведь каких-то 150 лет назад один российский торговый дом произвел настоящий фурор на рынке рекламы, придумав несколько изящных маркетинговых ходов.
Москва, 1864 год. Полиция задержала студента Петра Пращевского, который устроил драку в трактире "Испания" и ударил по лицу полового (официанта). На вопрос о причине своего поведения студент честно ответил, что он захотел выпить и для этого зашел в питейное заведение. Однако шустовской водки в нем не нашлось, и половой предложил ему замену. Сей факт для себя студент посчитал обидным, так как считает эту водку лучшей в мире и поэтому, находясь уже в состоянии легкого опьянения, ударил по лицу сотрудника заведения и устроил дебош. На студента был наложен штраф в 3 рубля в пользу пострадавшего полового.
Казалось бы обычный, ничем не примечательный случай - сколько таких драк в ресторанах и кафе происходит и по более незначительным поводам?
Интересно другое - на следующий день студент был освобожден из под стражи под поручительство приказчика торгового дома «Шустовъ и сыновья» и он же оплатил штраф, наложенный на Пращевского.
Таких случаев только по Москве в этот период произошло несколько и это не было случайностью. Таким оригинальным способом Николай Леонтьевич Шустов продвигал свой продукт.
Торговый дом нанимал студентов, которые должны были ходить по самым известным и популярным питейным заведениям и громко требовать "лучшую водку в мире". А в случае ее отсутствия - устраивать драки, скандалы и всячески привлекать внимание окружающих к тому, что в любом приличном трактире или кабаке обязательно должна быть шустовская водка. А иначе он не может считаться "приличным"!
Спустя 40 лет уже сын Шустова - Николай Николаевич на свои деньги собрал, обучил манерам и языкам, купил дорогую одежду двадцати молодым людям. Все они были, как сейчас бы сказали - "модельной внешности".
Эта группа уехала в Европу и Америку и там, посещая дорогие ресторации, также требовала лучший в мире коньяк - Шустовский! А если его не оказывалось в меню - респектабельный посетитель громко извинялся перед спутницей на весь зал за то, что привел ее в такое "убогое" заведение и тут же его покидал. Через несколько лет шустовский коньяк был во всех дорогих ресторанах мира.
А продакт-плейсмент от Шустова? Оцените простоту и ненавязчивость - казалось бы просто он упомянут в сценке из жизни французской армии, но как изящно...
В театрах актёры, отрабатывая гонорары от торгового дома, употребляли в эпизодах пьес, где было предусмотрено распитие спиртных напитков, только шустовские коньяк и водку. Доходило до смешного, например, в одной из постановок "Бесприданницы" актриса, которая играла Ларису, требовала коньяк - хотя этого сцены не было в авторском варианте пьесы Островского.
К чести производителя, надо признать, что коньяк был действительно неплох. А еще его любители часто вспоминали, что якобы в 1900 году, после Всемирной выставки в Париже - Шустовы стали единственными производителями этого напитка, кто получил право писать "cognaс" на этикетках, не имея производства во Франции. Самое смешное - что это тоже был отличный пример маркетинга: не было в начале 20 века никакой защиты этого бренда, так называлась технология производства и название коньяк мог на этикетке писать кто угодно.
Ну и напоследок - оцените рекламный слоган алкогольной продукции Шустова, который был придуман самим Николаем Леонтьевичем: "Не пьем - а лечимся!"
Будьте здоровы и пейте коньяк Шустова... Ой... даже меня зацепило ;)