Экранизации книг – это отличный способ познакомиться с интересной историей, потратив на это значительно меньше времени, чем на чтение. Но не всегда фильмам удается сохранить первоначальную задумку, а иногда киновоплощение романа и вовсе не похоже на первоисточник. Где-то не хватает сюжетных линий и персонажей, где-то пожалели экранного времени, порой концовка сильно отличается от книжного варианта. А бывает и так, что книгу с ее экранизацией вообще связывает только название!
Сегодня мы расскажем вам о самых ярких примерах, когда в фильмах все было не так, как в книгах.
Осторожно: в тексте много спойлеров.
А был ли взрыв?
Создатель романа «Бойцовский клуб» Чак Паланик признавался, что концовка фильма выглядит эффектнее, чем в бумажном варианте. И раз уж сам автор так решил, нужно разобраться, в чем соль.
Эта культовая картина знакома многим. Рассказчик – типичный потребитель, у которого, кажется, исполнилась та самая «американская мечта». Он очень много работает, страдает от бессонницы и депресии, ходит на психотерапию и анонимные собрания тех, кто страдает от ужасных заболеваний. Однажды он знакомится с Тайлером Дёрденом – дерзким и странным парнем. Вдвоем они организовывают сеть подпольных бойцовских клубов по всей стране.
Постепенно суровое хобби перерастает в преступную организацию «Разгром», цель которой – подорвать государственную систему, уничтожить крупнейшие финансовые организации в США и во всем мире. По крайней мере, Тайлер всегда выступает именно за это. По всей стране должны прогреметь взрывы, сносящие до основания целые здания.
В книжном варианте Рассказчику удается нарушить план Тайлера. Правда, он платит за это очень высокую цену. В конце повествования главный герой просыпается в больнице, где его окружают медбратья, которые оказываются тайными участниками «Разгрома». И они готовы продолжать разрушительную деятельность...
В фильме же действия Рассказчика не приводят к успеху. Экранизация окончилась масштабной сценой взрыва, за которым наблюдает Рассказчик и его подруга. Финансовая мощь Америки пала.
Космонавт, а не бегун
У книги «Форрест Гамп» Уинстона Грума много важных сюжетных отличий от фильма. И даже главные главные герои вышли очень разными.
Форрест на экране – симпатичный, наивный и милый парень, который многое пережил. Но ничто не способно подорвать его веру в светлое будущее. Этого персонажа сложно отделить от добродушного актера Тома Хэнкса, который его сыграл.
Книжный Форрест – циничный и далеко не такой невинный: он употребляет наркотики и занимается сексом. Его знаменитые скобы на ногах и бег через всю Америку – киновыдумка. В романе вместо этого Форрест Гамп слетал в космос, попал в плен к людоедам, снялся в кино и успел побороться на ринге армреслинга.
Фильм «Форрест Гамп» получил шесть «Оскаров», но автор романа остался недоволен экранизацией.
Убийственная концовка
«Туман» Стивена Кинга и «Мгла» Фрэнка Дарабонта окончились по-разному, и финал киноверсии высоко оценил даже сам король ужасов.
Итак, в чем суть истории. Дэвид Дрейтон, его сын Билли и их сосед отправляются за продуктами. Однако после ночной бури на город постепенно опускается непроглядный туман. Он застает главных героев в супермаркете. Снаружи бродят жуткие монстры, электричество пропало. При попытке выйти наружу посетители магазина попадают в щупальца кошмарных созданий.
Книжные герои в итоге вырываются из стен супермаркета и уезжают прочь, пытаясь найти помощь в убежище. В фильме концовка намного жестче. Дэвид решается убить своих близких, прежде чем их растерзают монстры. В живых остается лишь он, потому что закончились пули. В этот момент героя находят военные – оказывается, они все это время были рядом. Всего несколько минут могли бы спасти жизнь всем, в том числе его сыну...
Впрочем, это далеко не единственный раз, когда фильмы и книги Стивена Кинга имеют значительные различия. Достаточно вспомнить романы «Оно» (где монстр довольно редко появлялся в образе клоуна), «Бегущий человек» и его экранизация «Бегущий по лезвию» (где очень отличаются главные герои) или «Сияние», получившее иную концовку, нежели в книге.
Отпустить ли убийцу?
Оскароносный фильм «Молчание ягнят» имел продолжение – «Ганнибал». Серийный убийца, психиатр и бывший заключенный Ганнибал Лектер уже десять лет успешно скрывается от ФБР. Кларисса Старлинг, посещавшая его в заточении, уже не боится, что каннибал придет к ней, – за короткий период общения между ними возникло взаимное уважение. Сама спецагент Старлинг мечтает усадить Ганнибала за решетку, но не только она хочет поймать убийцу. Его враги не успокоятся, пока он не окажется на том свете.
И в книге, и в фильме Кларисса стремится поймать Лектера, но ни в одном случае она не добивается успеха. В книжной версии спецагент проникается к убийце чувствами и остается с ним, излечивая его от психологических травм детства. В киноверсии Кларисса более предана своему делу: она надевает на Лектера наручники и отказывается отпускать его даже после своеобразного признания в чувствах. Ганнибалу приходится пожертвовать рукой, чтобы сбежать от ФБР – на этот раз навсегда.
Человек или монстр?
История «Я – легенда» в обоих своих воплощениях отличается кардинально. В фильме некий вирус почти уничтожил человеческий род, превратив людей в безумных зомби. Эффектный боевик в жанре постапокалипсиса не претендует на глубокомысленную идею, не пытается быть оригинальным.
Книга Ричарда Матесона «Я – легенда» – вещь совсем иного толка. Здесь автор переосмысливает заражение человечества вирусом. Люди не становятся безмозглыми монстрами – наоборот, они эволюционируют в новую расу, в чем-то схожую с вампирами. Тем не менее, они по-прежнему обладают разумом, у них есть семьи. Главный герой фильма днем уничтожает опасных зомби, которые не выходят на опасное для них солнце. А в книжной версии он узнает, что долгое время убивал невинных и разумных существ, которые днем скрываются от света, но функционируют по ночам. А значит, главный герой сам стал настоящим монстром, устаревшим видом человека.
В чем женское счастье?
«Завтрак у Тиффани» Трумена Капоте в киношном варианте повествует о легкомысленной, мечтательной девушке Холли Голайтли. Она мечтает выйти замуж за богача и жить за границей. Ее соседом становится писатель Пол. Между ними вспыхивают дружеские чувства, а вслед за ними – и любовь.
Счастью влюбленных мешает бразильский богач Хосе – он приглашает Холли уехать с ним, обещая ей все прелести роскошной жизни. В фильме зрителя ждет классический хэппи-энд: в последний момент девушка передумала и осталась со своим другом-возлюбленным. В книге все закончилось не так радостно: Холли уехала с богатым любовником, а о ее жизни Пол узнавал из газет.
Добряк в самом расцвете сил... или нет?
Кто бы мог подумать, что милого весельчака Карлсона на его родине, в Швеции, не так уж любят? На постсоветском пространстве этот обитатель крыш ассоциируется прежде всего с советским мультфильмом. Несмотря на его маленькие шалости, зрители видят, что у Карлсона доброе сердце.
А вот в книге Астрид Линдгрен этот мужчина в самом расцвете сил предстает как хам, эгоист и обманщик, а вот что-то «милое» в нем найти сложно. Еще он курит трубку и без спроса берет чужие вещи. В честь этого персонажа даже назвали синдром Карлсона – детскую необходимость в воображаемом друге.
Эпично, но не по книге
Киноверсия «Дневного дозора» Сергея Лукьяненко снята вовсе не по одноименной книге. Это продолжение второй и третьей части «Ночного дозора», наполненное яркими спецэффектами и домыслами сценаристов. Впрочем, насколько известно, автор не был против получившейся картины.
Вы не найдете в фильме оригинальной истории о том, как подставили темную Иную Алису, не встретитесь с Инквизицией и не будете наблюдать судебные разбирательства между темными и светлыми. Вместо всего этого в киноверсии рассказали о меле судьбы и обмене телами, иначе сплели и даже погубили некоторых основных персонажей, тем самым обрубив возможность снять продолжение. Зато в фильме «Дневной дозор» есть падающая Останкинская башня, гигантское колесо обозрения, катящееся по Москве, и автомобиль, вертикально разъезжающий по высоткам.. Что для российского кинематографа 2006 года смотрелось очень даже впечатляюще.
Фильмы – это отличный способ провести время. Но читать книги еще интереснее! Знакомьтесь с оригинальными историями, получившими популярные экранизации, в сервисе электронных и аудиокниг книг ЛитРес.