«Кем ты хочешь стать?» - спрашивают взрослые у детей с самого раннего детства. В последние годы появляется всё больше познавательно-развлекательных проектов, которые позволяют юным участником в игровой форме «примерить» на себя разные профессии. В дошкольном и младшем школьном возрасте предпочтения обычно довольно быстро меняются, но в старшей школе вопрос встает уже всерьёз.
При исследовании динамики тревожности в старшем школьном возрасте психолог, специалист в области школьной тревожности Е.И. Стрижиус сформулировала понятие «тревожность выпускника», включающее две структурные составляющие: тревогу перед выпускным мероприятием и тревогу перед особенностями будущего, неизвестного пока этапа жизненного пути.
Часто можно слышать мнение, что
«…российская школа и вузовское образование слабо связаны с меняющейся социальной практикой».
Действительно: традиционная средняя школа мало приспособлена под решение вопросов профессионального самоопределения и выбора, особенно в современном постиндустриальном информационном обществе, где во многих сферах на первый план выходят новые требования к компетенциям сотрудников.
Однако объективно и комплексно ситуацию оценить довольно сложно. В литературе существует множество вариантов определений понятия «профессионального самоопределения», в данной статье остановимся на формулировке профессора, доктора психологических наук Э.Ф. Зеера, как наиболее исчерпывающей:
«Профессиональное самоопределение – избирательное отношение личности к миру профессий. Профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни, актуализируясь в связи с различными событиями (окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и т.д.). Ядро профессионального самоопределения – осознанный выбор профессии, учитывающий особенности, возможности личности, а также требования профессиональной деятельности и социально-экономических условий».
Из данного определения вполне очевидно, что серьёзное исследование осознанности (реальной, а не мнимой) и успешности профессионального выбора должно быть комплексным и проводиться на большой репрезентативной выборке для минимизации влияния случайных погрешностей. Работ по темам профориентации и профессионального выбора старшеклассников существует великое множество, однако лишь немногие из них хотя бы отчасти отвечают этим требованиям, потому результаты часто противоречивы, а возможности их корректной интерпретации крайне ограничены.
Одним из инструментов изучения профессионального выбора старшеклассников является методика психолога, специалиста в области профориентации Р.В. Овчаровой «Мотивы выбора профессии», позволяющая определить преобладание внешних или внутренних мотивов. Однако при применении её в разных классах авторы в первом случае выявили преобладание внутренних мотивов у 11-классников лишь в 16%, тогда как во втором – в 57%.
В социологическом опросе среди учащихся 9-х и 11-х классов Тульской области, опубликованном в 2018 году, главным фактором профессионального выбора оказалось желание получить профессию в соответствии со своими интересами (47,5 и 51% соответственно); дальше расположились «внешние» факторы – уровень дохода, престиж профессии и её востребованность.
Можно ли сделать вывод из таких данных об осознанном внутренне-ориентированном выборе у половины респондентов?
Среди распространённых причин ошибок в ситуации профессионального выбора исследователи в первую очередь отмечают недостаточную информированность школьников о мире профессий, об их «внутреннем» содержании, востребованности в настоящем времени и перспективах в будущем.
Следование выбору старших родственников или друзей также представляется многим неким безусловным злом: воображение сразу рисует чересчур прагматичных или некомпетентных советчиков, которые разлучают человека с Призванием. Однако при существенных затруднениях с принятием самостоятельного решения («не знаю, чего хочу, не знаю, куда податься»), выбор «за компанию» с друзьями (с которыми обычно есть познавательные интересы) или следование советам родителей или учителей - не такой уж плохой вариант.
Реальным злом и злом безусловным является тот недостаток информации, который и вызывает эти затруднения. Тогда как знания и способность обосновать свой выбор, напротив, являются важным инструментом для урегулирования возможного конфликта с близкими по поводу будущей специальности. Недостаток информации отчасти ответственен и за более поздние разочарования, когда на последних курсах института или при начале трудовой деятельности человек понимает, что получил совсем не то, что ожидал от будущей профессии.
Риск в будущем разочароваться в своем выборе остаётся всегда: становление личности продолжается, меняются интересы и социальный круг общения, расширяется кругозор – и то, что казалось интересным и важным раньше, отступает на второй план. А на первый выходит что-то новое, и это совершенно нормально.
К счастью, современный мир предоставляет достаточно возможностей для смены образовательного учреждения, получения дополнительного образования и.т.д. Профессиональный выбор в старших классах является важным – но не определяет всю дальнейшую жизнь.
Как говорилось ранее, существенным препятствием на пути к профессиональному самоопределению является неприспособленность образовательной системы, которая этой информации не даёт. Дополнительные источники знаний могли бы стать хорошим подспорьем, но ещё одним препятствием часто является позиция самих учащихся.
Несмотря на понимание важности вопроса в целом, конкретные профориентационные мероприятия воспринимаются многими как нечто нежелательное, отрывающее от подготовки к экзаменам и других дел.
Мало кто готов пожертвовать личным свободным временем и вместо того, чтобы отправиться в кино или на концерт, поехать в центр профориентации или сходить на публичную лекцию. И вряд ли в данном случае оправданно было бы упрекать молодых людей в безответственном отношении к своему «завтра». В ситуации интенсивной подготовки к выпускным экзаменам и становления личности, которое переживают старшие подростки, сложно требовать от них переноса фокуса внимания от настоящего к будущему.
В этом свете «омоложение» вопросов профессионального самоопределения, которое можно наблюдать сейчас, представляется хорошей тенденцией.
Благодаря ей учащиеся будут вступать в старшие классы уже с некоторым багажом «профориентационных» знаний и пожеланий, и, возможно, станут подходить к вопросам своего дальнейшего профессионального самоопределения более активно. Это, в первую очередь, в их интересах: информированный и осознанный, взвешенный профессиональный выбор – большой шаг на пути к будущим карьерным и жизненным достижениям.