Перед любым выпускником школы стоит важная задача – выбрать образовательное учреждение. Недавно мы обсуждали, что нужно знать при поступлении в вуз в 2019 году.
Сегодня поговорим о том, чем руководствоваться будущему студенту: стоимостью образования, рейтингом или советами друзей, уже закончивших обучение? Зависит ли качество образования от его стоимости?
Результатом функционирования системы образования как социального института является образовательная услуга. Её особенностью в первую очередь, как и у всех услуг, выступает нематериальность, позиционирование как «социальной ценности», «невещественного богатства» (согласно ст.2 Закона РФ № 273-ФЗ). Однако в условиях рыночной экономики образовательная услуга принимает товарный формат, так как обладает потребительской стоимостью и способностью удовлетворять потребность субъектов в образовании.
От чего зависит качество образования? Есть ли прямая связь между высокой стоимостью обучения, рейтингом учреждения и качеством предоставляемых образовательных услуг?
Сложный выбор
Несмотря на «иллюзию бесплатности» образования, которая возникала в силу отсутствия прямого денежного обмена между потребителем и производителем, образовательные услуги никогда не были бесплатными. Затраты на образование покрывались бюджетом государства, тем самым освобождая потребителя от расходов. Получение образования в негосударственной структуре на договорной основе предусматривает возмещение всех затрат на обучение непосредственным заказчиком.
Что касается качества образовательной услуги, то именно этот пункт определяет её конкурентоспособность, хотя последнее понятие намного шире термина «качество».
В отношении услуг образовательного характера сложилась определённая гипотеза, характеризующая соотношение позиции «цена-качество»: в первую очередь, понятие «качество образования» потребители связывают с рейтингом образовательного учреждения. То есть стоимость образовательной услуги зависит от рейтинга вуза, который её предоставляет.
В реальности, когда перед потребителем с ограниченным бюджетом стоит непростой выбор учреждения для получения образования, он будет рассматривать предложения с невысокой стоимостью услуг. Хотя в ряде случаев можно отметить интересную тенденцию: снижение стоимости обучения многими потенциальными потребителями воспринимается как утрата качества услуг. Тогда как повышение стоимости обучающих программ в заведении может привести к массовому потоку потребителей и повышенному спросу на обучение (скорее всего, к краткосрочному). Это объясняется тем, что потенциальный абитуриент подсознательно ассоциирует подъём цены с улучшением качества услуг.
Рейтинги решают всё
Гарантирует ли высокая цена соответствующее качество образовательных услуг? Этот вопрос часто остаётся без ответа.
Низкому уровню осведомлённости потребителя в процессе выбора вуза способствуют следующие факты:
- низкая степень осязаемости услуг;
- невозможность оценить их качество до начала потребления;
- высокий спрос на образовательные услуги;
- отсроченный характер проявления.
В этом и заключается главная проблема: потребитель не имеет возможности заранее проанализировать и оценить услуги того или иного учреждения. Он руководствуется мнением других, изучает информацию в сети, берёт во внимание данные экспертов и, по сути, только косвенно может судить об уровне обучения.
Что поможет будущему студенту и его родителям в выборе вуза?
По данным исследований экспертов (Стукаловой И. Б, и Стукаловой А. А, кандидатов экономических наук Российского экономического университета им. Плеханова), около 61,8% потребителей руководствуется высоким рейтингом вуза. Прямая взаимосвязь между высокой стоимостью обучения и рейтингом вуза (например, в государственном университете международных отношений) позволяет сделать вывод о наличии зависимости между стоимостью образования в конкретном вузе и его рейтинговой позицией.
Как формируется рейтинг вуза?
Для определения лучшего из лучших из классических вузов применяется специальная методика. Составление рейтинга проводится Высшей школой экономики, общественной организацией «Деловая Россия», РИА Новости, издательским домом «Коммерсантъ», агентством «Рейтор».
1) проводится отбор вузов, находящихся по всей территории федеральных округов;
2) определяются параметры оценок с учётом наличия данных вузов и их отчётности, а также временем сбора информации и периодами опросов, проведённых в университетах;
3) запускается онлайн-опрос академического сообщества вуза, оценивается уровень образовательного, социализаторского, исследовательского процессов;
4) проводится телефонный опрос работодателей, выступающих партнёрами выбранных вузов;
5)проводится онлайн-опрос представителей организаций федеральных округов с целью определить образовательное учреждение, готовящее лучших специалистов для работы на данных предприятиях;
6) анализируются отзывы выпускников вузов, которым предлагается выразить своё мнение о лучших классических университетах;
7) определяются критерии оценивания вузов.
В основном оценивание лучшего вуза с целью построения рейтинга затрагивает следующие направления: определение объектов, субъектов, предмета оценки с дальнейшей выработкой методики оценивания.
Таким образом, сформированный российский рынок образования отличается высокой степенью ценовой дифференциации. Стоимость образования позиционируется как ценность товара и имеет прямую взаимосвязь с качеством образовательных услуг. В то же время качество у подавляющего большинства потребителей ассоциируется с рейтингом вуза и его имиджем.
Имеет ли смысл в выборе учреждения руководствоваться его рейтинговой позицией? Конечно же, да. Однако всегда нужно брать во внимание все составляющие образовательного заведения: профессионализм преподавателей, техническое и технологическое обеспечение, обучающие программы вуза, уровень квалификации специалиста при получении диплома и прочие характеристики.