Несколько дней назад во Владимире прошел показ фильмов кинофестиваля «Над гранью». Одним из его главных идейных вдохновителей стал российский актер и каскадер Алик Гульханов. Мы пообщались с ним о трюках в кино, травмах и курьезных моментах на съемках.
ДОСЬЕ: Алик Гульханов – спортсмен, актер и каскадер, вице-президент общероссийской федерации рукопашного боя. Бывший телохранитель Аллы Пугачевой, Жан-Клода Ван Дамма и других звезд мировой величины. Он снялся в нескольких десятках картин, включая «Оперативный псевдоним - 2», «Офицеры» и «Принцесса с севера».
- Расскажите в двух словах о фестивале и фильмах, которые на нем показывали
«Он проходил в рамках чемпионата памяти Александра Дедюшко, и актеры были – совсем не посторонние. Они привезли настоящее кино, которое пришли смотреть настоящие люди. Не московская тусовка – там нет зрителей, события посещают, чтобы показать модные трусики и аксессуары. А у нас все было реально, без бомондовских глупостей».
- Почему вы решили совместить фестиваль с чемпионатом?
«Физкультура и культура неразделимы. Простая физическая активность без наполненности – удел каких-то мужланов, поэтому важно совмещать и то, и другое. В этом смысле, кстати, важную роль играет тренер. Хороший наставник может сделать из ученика грубое животное или достойного человека. Поэтому наш кинофестиваль тоже неотделим от чемпионата, культура успешно сочетается со спортом».
- Ваша биография спортсмена и актера – отличный тому пример. Как получилось, что вы переквалифицировались из телохранителя в артисты?
«Меня воспитали советская школа спорта и советские фильмы. Поэтому мне хотелось создать что-то похожее на детскую мечту. Вот она и воплощается в моей работе. В том числе и в таких мероприятиях, где мы неформально общаемся с людьми из разных регионов. Без желтой прессы, без пошлости, грязи, киркоровщины и малаховщины. Мне кажется, для людей важно соприкоснуться с искренними и честными артистами».
- Давайте немного поговорим о каскадерском ремесле в российском кино.
«Сейчас с ним стало лучше, чем 20 лет назад. С другой стороны, появилось много непрофессионалов. Если ты один раз красиво упал, это не значит, что ты каскадер. Иногда смотришь на человека – у него пузо, морда в телевизор не влезает. Ну какой из него каскадер? Многие артисты лучше падают, чем он. Конечно, это немного неприятно».
- Почему?
«Потому что человек, который уважает свою профессию, не должен идти сниматься там, где из-за его профнепригодности будет страдать вся группа. Случись какая травма – может дойти до закрытия проекта, люди не получат зарплату. Есть банальные трюки, например, провести рукой над лезвием и не порезаться. Многие недорабатывают, из-за небрежности получают небольшие ранки, потом ходят бахвалятся. А это не героизм, а банальный непрофессионализм».
- Наверное, тяжело одновременно убедительно играть роль и выполнять сложные трюки?
«Не всегда, все-таки у нас есть разделение на тех, кто дерется, водит машины, занимается акробатикой... Но существуют ситуации, в которых это и правда необходимо. Например, сыграть отрицательного персонажа. Это очень сложно, потому что зритель тебя должен не то что ненавидеть – он должен растворяться в тебе».
- Случалось, наверное, получать травмы?
«Конечно. Один раз на съемках фильма «Путь» мечом ухо разрубили, чуть совсем не располовинили. Да и так много всего было. То пиротехник подорвет, то актер испугавшийся стулом голову чуть не проломит… И все от непрофессиональных действий на сцене. Чтобы этого не было, нужно много тренироваться».
- А вы сами как поддерживаете форму?
«Рукопашным боем. Еще занимаюсь на улице: вижу брусья – подтягиваюсь, отжимаюсь. Мне не нравится фитнес, но я люблю спортзалы и уличные турники».
- Какие еще риски есть у каскадеров?
«На съемках картины «Боец» мы снимались в реальной тюрьме. И в туалет нас водили метров за 500 от площадки. Я решил схитрить – спрыгнул с пилорамы, сбегал в кусты. Залез обратно – а там стоят охранники. Пошел, говорят, назад в отряд. Вы чего, говорю, я артист! А у меня образ уже, грим, я лысый такой был – натуральный заключенный. Так их человек пятнадцать набежало, начали меня крутить, дубинками по ногам. Хорошо, рядом проходил режиссер, увидел, узнал. И с тех пор я понял, что если сказано, что нельзя, – значит, нельзя».
- Вы суеверный человек?
«Скажем так - суеверный, но веселый. Каскадер никогда не говорит о травмах, о страховке. И еще нам никогда на дают кредитов».
- Недавно вышел сериал «Годунов», который снимался в Суздале, там есть неплохие трюки. Не смотрели?
«Честно говоря, современное историческое кино вообще не могу смотреть. Мне интереснее «Александр Невский», «Баллада о солдате» - такого плана фильмы».