Найти тему

Идиллические картины советской пропаганды

Оглавление
Пока народ безграмотен, из всех искусств для нас важнейшими являются кино и цирк.
В. И. Ленин

Ориентируясь на эту знаменитую фразу вождя, советские режиссеры нередко снимали картины, прекрасные по своей сути, но не имеющие ничего общего с действительностью. Но не является ли кино исключительно аттракционом, призванным обманывать тех, кто и так обманываться рад? Ниже приведены три лучшие, на мой взгляд, советские "кино-сказки".

Кубанские казаки, 1949

«Кубанские казаки» — это история о веселой ярмарке, один из первых цветных фильмов в истории отечественного кино, после просмотра которого, по слухам, Сталин сказал: «А всё-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством». Ярмарка — благодатная тема для кино и прекрасная сцена для демонстрации плодов близкого светлого будущего в условиях нарождающегося социализма. Ярмарочное изобилие удивляет даже нас - прожженных детей капитализма, можно представлять насколько шокирующими оно показалось в 1950 году. Такой же эффект производит и колхозный смотр самодеятельности.

-2

Картина действительно сильно приукрашивала послевоенную советскую действительность. Даже несмотря на то, что съемки проходили в реальном колхозе-миллионнике «Кубань», в хозяйстве которого были винзавод, школа, гостиница, кинотеатр и даже свой зоопарк.

Та версия фильма, которую мы смотрим сейчас, была подрезана в 1968 году, в частности из картины убрали приметы сталинизма, но до сих пор «Кубанские казаки» выдерживают множество нападок из-за своей лакированности. Мол, фрукты бутафорские, в колхозе все трезвые и улыбаются, даже конфликта в фильме нет - лучшее борется с хорошим.

Жаль, шо усов у тебя нет. А женский пол усы любит!
Жаль, шо усов у тебя нет. А женский пол усы любит!

Но сложно ожидаться социального реализма от фильма, который прекрасно подходит под определение "коммунистического мюзикла". Этому поспособствовала и музыка Исаака Дунаевского, который создал для фильма настолько народные песни. Сложно поверить, что знаменитая «Каким ты был, таким ты и остался» была написана им специально для «Кубанских казаков», а не сочинена трогательным девичьим фольклором лет этак 150 назад.

Строгий юноша, 1935

-4

Это просто очень странный фильм. В чем его странности? Во-первых, в сюжете. Картина снята по одноименной пьесе и сценарию горячо любимого мною Юрия Олеши (который написал не только "Трех толстяков", но и программную советскую повесть "Зависть").

Юный спортсмен-комсомолец Гриша Фокин влюбляется в жену крупного учёного и респектабельного профессора. Далее сюжет фильма крутится вокруг этого любовного треугольника. Эта неожиданная для советского кино сюжетная канва становится полотном, на котором решаются чисто идеологические задачи. И пьеса Олеши, и фильм Роома пытаются создать образ идеального комсомольца, человека нового поколения. Собственно, эту же задачу Олеша решает и в "Зависти". Отсюда вытекает вторая странность - эстетическое решение пропагандистской ленты. Сложно не углядеть аллюзии с будущими картинами Лени Рифеншталь.

Найдите 10 отличий, что называется
Найдите 10 отличий, что называется

Весь этот "триумф воли" выражается у них в страсти к древнегреческой культуре: метанию диска, ионическим колоннам и непонятно откуда взявшимся в Москве 30-х годов колесницам с белыми конями. Ну и конечно (странность третья) - к гомоэротике.

-6

Также примечательным фактом мне кажется то, что первоначального исполнителя роли Гриши должен был Дмитрий Консовский, которого арестовали прямо во время съёмок по обвинению в антисоветской агитации (!!!).

Дмитрий Консовский в день ареста, 3 декабря 1934 года
Дмитрий Консовский в день ареста, 3 декабря 1934 года

Картину запретили сразу же после завершения съемок. В киностудии «Украинфильм» посчитали в фильме есть «грубейшие отклонения от стиля социалистического реализма». Так и пролежал "Строгий юноша" на полке много лет. И несмотря на то, что фильм в принципе мало кто смотрел, стал притчей во языцех и, например, основой для удивительного мерча.

-8

Цирк, 1936

-9

И еще один коммунистический мюзикл в моем рейтинге, на этот раз по пьесе Ильфа и Петрова "Под куполом цирка", которые после выхода фильма убрали свои имена из титров из-за несогласия с режиссёрской трактовкой.

1930-е годы. Американский цирковой аттракцион «Полёт на Луну» приезжает на гастроли в СССР. Звезда номера Мэрион Диксон нагло эксплуатируется создателем номера немцем Францем фон Кнейшицем. Но руководство советского цирка готовит собственный оригинальный номер. В результате сложных перипетий и диверсий Мэрион и её маленький сын-негритёнок находят в СССР свою новую Родину и любовь.

-10

Фильм демонстрирует нам, какое непростое дело - пропаганда. Картина претерпела массу изменений в связи с веянием времени. Так, в 50-е подправляли финальные кадры во время исполнения «Песни о Родине», которая стала практически неофициальным гимном Совесткого Союза. Картину также переозвучевали, куплет колыбельной на идише, который пел Соломон Михоэлс, сначала убрали из фильма, а после смерти Сталина снова вернули.

-11

Неизменными оставались: интернационализм, как высшее проявление советской идеологии (негритенок Джим Паттерсон, исполнявший роль сына Марион, впоследствии окончил Ленинградское высшее военно-морское училище и стал офицером), недалекие злодеи из недружественных капиталистических стран и легендарная финальная сцена парада (который, кстати, реальный первомайский парад 1935 года).

Главный рецензент фильма - Сталин - назвал картину хорошей, но в отличие от комедии «Весёлые ребята», компромиссной. И пожелал Александрову в следующей своей комедии действовать более смело. Тем не менее, "Цирк" взял Гран-При на Парижской международной выставке в 1937 году, а 1941 получил сталинскую премию.