В России работают уже свыше 3 миллионов фрилансеров. Каждый день им предлагают в среднем по 1 200 заданий. Это и написание статей, и разработка фирменного стиля, и создание мобильных приложений, и настройка рекламных кампаний и даже проведение маркетинговых исследований и поиск кандидатов на вакансию. И с каждым годом количество специализаций временных работников только растёт.
Чтобы исполнителям было понятно, что вы от них хотите, вы и сами должны понимать, зачем вам нужен тот или иной результат. Какую аудиторию должен зацепить рекламный ролик? К какому действию должен побудить текст письма? И какого количества кандидатов вам будет достаточно, чтобы закрыть вакансию? А какими они должны быть?
Чтобы чётко сформулировать требования к результату, по которым вы потом ещё и будете оценивать работу фрилансера, подготовьте подробный бриф или техническое задание. Это упростит жизнь всем участникам процесса. Вы сэкономите время на постоянных уточнениях, что и как делать дальше. А фрилансерам сразу станет понятно, смогут ли они справиться с заданием, какие ещё данные им потребуются, чтобы выполнить его успешно, и надо ли им привлекать к проекту других специалистов.
Постарайтесь сделать ТЗ максимально информативным. Обязательно пропишите в нём:
— Контекст возникновения задачи. Почему у вас возникла необходимость в этом ролике? Как это исследование поможет вашему бизнесу? Зачем вам эта статья?
— Целевую аудиторию проекта. Кто будет пользоваться результатом работы фрилансера? Вам самим тоже важно помнить об этом, оценивая предложения исполнителей, так как вы можете и не относиться к ЦА и судить по себе, а это будет ошибочно.
— Детальные характеристики результата. Максимально подробно опишите то, каким должен быть итоговый продукт и в какой форме вам его предоставить. Тот же логотип можно сдать в разном разрешении, разных форматах, для веба или для печати. Та же история с роликами. И с текстами. Даже контакты потенциальных кандидатов можно скинуть аккуратной табличкой или непонятным txt-списком без каких-либо пояснений.
— Примеры и анти-примеры. Не зря говорят, что лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать. Чтобы фрилансеры поняли, на какой стиль вы ориентируетесь и что для вашей компании подходит, а что — недопустимо, приложите максимум референсов. Например, отметьте, что вам нравится и не нравится у конкурентов, а также уделите время изучению портфолио самих фрилансеров. Заполните этот раздел ТЗ ссылками и иллюстрациями, а заодно проанализируйте, не противоречите ли вы нигде сами себе.
— Компетенции идеального исполнителя. Продумайте, что должен знать и уметь фрилансер, который идеально справится именно с вашим заказом. Чем больше деталей, тем лучше. Например, если вам нужно мобильное приложение, уточните, с какой операционной системой должен работать фрилансер — iOS или Android. Заказываете логотип? А это будет леттеринг или нужен необычный персонаж? Хотите запустить рекламу? А где? В Facebook, Instagram, «ВКонтакте» или вообще в Telegram.
— Тайминг и бюджет проекта. Если перед вами стоит сложная многоэтапная задача, разбейте её на части и опишите в ТЗ все нюансы по сроку и оплате каждого блока работ. Даже если фрилансер бросит работу на полпути, вы сможете найти нового исполнителя и предоставить ему уже имеющиеся наработки. Кроме того, так всем будет понятно, какие результаты и когда ожидать, и не потребуется проговаривать это по несколько раз.
Ответственных за принятие решения. Если итоговую оценку результатам работы даёте не только вы, но и ваши коллеги из других отделов, тоже укажите это в ТЗ. Это поможет исполнителю лучше понять особенности вашего бизнеса и стоящие перед ним задачи. Также здесь стоит прописать подходящие вам условия внесения правок.
Можно придерживаться и другой структуры, но она точно должна быть. От полотна текста, не разбитого на смысловые блоки, никакого толка не будет.
Когда вы закончите работу над ТЗ, смело публикуйте заказ на бирже. Обязательно дайте проекту максимально точное и понятное название. Избегайте общих фраз и уделяйте особое внимание технологиям, которыми должны владеть подходящие вам исполнители. Не «Разработать мобильное приложение», а «Создать iOS-приложение для ведения коллективного блога». Не «Работа для рекрутера», а «Найти 50 кандидатов на вакансию мобильного разработчика». Чёткий заголовок объявления поможет избежать обилия нерелевантных откликов и сэкономит время и вам, и фрилансерам, которым тоже нужно постоянно мониторить биржу.
Если вы знаете, какую тему нам вскипятить следующей, обязательно пишите в комментариях. А чтобы узнать об эффективных способах работы ещё больше, читайте «Харчо-Журнал». Ставьте 👍 и подписывайтесь на канал!