И вновь обращаюсь к вузовской тематике, преподавательской работе. Хотя, наверное, больше пойдёт разговор о преподавательской карьере и её формализации.
В каждой системе деятельности существует иерархия достижений. Есть специалисты. Других называют ведущими. О третьих гордо говорят главные. В вузе существует своя система продвижения по карьерной лестнице, свой путь профессионального восхождения. Начинаем с ассистента. Затем работаем преподавателем. Через несколько лет нас назначают на должность старшего преподавателя. И эта должность становится финишной, если не выполняются дополнительные требования. При их реализации в виде защиты диссертации кандидата наук и получении учёной степени для вас открывается ещё одна карьерная ступень. Должность доцента. Конечно, дальше целесообразно вспомнить и профессорскую ступень. Но этот этап труден для достижения. Поэтому остановимся на самом распространённом подходе к вершине педагогической карьеры. Поговорим о доцентской стязе.
По формальным признакам, названным в министерских приказах, доцент — это достаточно молодой педагог, наделённый кандидатской степенью и имеющий определённый стаж работы в институте или университете.
Вам всего тридцать лет. Вы — доцент. Чем занимать себя и как профессионально развивать следующие три десятка лет? И здесь стоит вопрос содержательного расширения карьерных достижений.
Далее опишем ситуацию превращения доцента по должности в профессионала с учёным званием. Основные шаги этого пути изложены в руководящих документах. Нужен стаж. Необходимы журнальные публикации. Вы должны быть автором учебных и методических изданий. Алгоритм понятен. Нужно действовать.
Но у меня другая позиция. Имею иной подход. У меня нет желания получать это учёное звание.
Обосную свои резоны. Во-первых, доцент — это не оценка моих достижений, а процесс преодоления бюрократических преград. Если вопрос с учебными пособиями решается через ваш труд, то публикации статей необходимы в ваковских изданиях. А это, если в вузе нет своего журнала по данной научной специальности, становится финансово затратной задачей, которая решается за счёт личного кошелька педагога. Второй резон связан с возможными карьерными рисками после получения ученого звания доцента. И первая опасность сопряжена с тем, что вас могут рассмотреть в качестве кандидатуры на должность кафедрального столоначальника. А эта должность относится к категории "без вины виноватый". Этот этап в моей профессиональной жизни был. Второй раз входить в эту карьерную реку не желаю.
Поэтому в современной образовательной ситуации будем развиваться содержательно. Формализация в должности будет происходить не через учёное звание, а через учебные и методические труды. Будем насыщать себя профессионально.