Посмотрев фильм С. Копполы "Роковое искушение" я, подумав, пошла искать информацию о нем. И обнаружила, что книга Томаса Куллинана уже была экранизирована Доном Сигелом в 1971 году. Очень советую ознакомиться с обеими лентами. Потому что очень наглядно видно как, чуть-чуть иначе расставив акценты, можно получить совершенно другое содержание и, соответственно, иное впечатление от картины.
О чем фильмы - в двух словах и без особых спойлеров. 1864. Южные штаты. Пансион для девушек, в котором осталось 5 воспитанниц, хозяйка Марта Фартсворт (Джеральдин Пейдж/Николь Кидман) и учительница. Одна из девочек, собирая грибы, находит в лесу раненого солдата-северянина (Клинт Иствуд/Колин Фаррелл) и приводит в пансион.
Фильм Сигела (1971) предельно реален. Обветшавший дом, старая мебель, поношенные платья из простой ткани. При пансионе есть служанка-негритянка, корова и куры. Тут все понятно. Хейли подоила корову, сбила масло, его обменяли на муку. Опять же, какие-никакие, а яйца, курятина, молоко, масло и сыр будут. И дом освещен в основном керосиновыми лампами. Никакой романтики, зато в духе времени.
Фильм Копполы (2017) - своего рода готическая история. Призрачный особняк в тумане, роскошные интерьеры, нарядные платья, неяркий свет свечей. Все это очень красиво и крайне нереально. Южные штаты США уже не один год в блокаде. В доме – одни учительницы и ученицы, ни коровы, ни служанки. Как? Как они (все до одной леди, заметьте), не то что добывают себе пропитание, хотя бы себя обихаживают на должном уровне? Там с одной стиркой-готовкой затрахаться можно было до смерти, особенно если учесть что четверо из 7 - дети, которые работать в полной мере не могут.
София Коппола в современной версии рассказывает историю хрупкой и утонченной, но сильной женщины-южанки. Капрал здесь – второстепенный персонаж, глупый и слабый. Его заветная мечта - остаться в особняке и стать слугой. При этом меня очень занимает вопрос: почему 3 взрослых женщины едва справились с одним мужиком на костылях. Коппола это никак не объясняет. Вот такие у нее героини возвышенные, ничего тяжелее лорнета в руках не держали. Хотя, чтобы вырубить Макберни навсегда достаточно было одной увесистой сковородки.
Сигел в старой экранизации показывает противоборство двух сильных и неоднозначных персонажей. Его Марта немолода, некрасива, очень практична и имеет свои скелеты в шкафу. Капрал в его фильме – откровенный мерзавец, но умный и сильный. Он хочет только набраться сил и уйти. И тут режиссер говорит о том, почему Марта отклоняет предложение девочек повесить капрала. Она не хочет быть ответственной за его смерть.
Мне лично куда больше понравилась первая экранизация. Но у меня с романтикой не очень.
P.S. Оба фильма в оригинале называются "Обманутый" (The Beguiled).
P.P.S. Книгу я честно прочитала, она в целом неплоха, но на русский не переводилась.
Картинки с сайта https://www.kinopoisk.ru.