Жанр: сейнен, слайс, школьная клубная жизнь, комедия, шоу-биз (танцы).
Выходил: июль – сентябрь 2014
Английское название: «Hanayamata»
Русское название: совпадает с английским
12 серий
Оценка: 8 из 10
Cute girls could do cute things in a quite unexpected manner
Скромная вплоть до полной застенчивости Секия Нару всю жизнь читала сказки и мечтала стать принцессой, которую кто-то уведёт в новый прекрасный мир. Нельзя сказать, что её семья была такой плохой. Нельзя сказать, что она плохая. Просто очень неуверенная в себе. Вот и ждёт то ли прекрасного принца, то ли сначала всё-таки доброй феи.
Но Б-ги обожают шутить. И на роль доброй феи была выбрана американская девчёнка, жутко фанатеющая от нихонского танца ёсакой и радостно скачущая по воротам-тори на пути к храму неподалёку.
Иногда устаёшь от суровостей мира и хочется красивой доброй сказки. Но, к сожалению, интересного и красивого сёдзе снимается не так много, как мне бы того хотелось. Однако «напротив» есть вполне достойный заменитель. Сериалы для взрослых дядечек про cute girls doing cute things. Это не совсем то. Но прекрасные девочки со своими проблемами, но достойные стать принцессами – в наличии. Красота, дружба, сентиментальные повороты сюжета – тоже… В общем, хотя это и скорее «если нет гербовой, пишем на простой» для меня, но жанр вполне приемлимый и приятный. А тут получилось ещё и довольно неожиданно.
Для начала – это один из тех сериалов, где я замечаю некоторое количество минусов, но они меня не раздражают, а временами даже хитро выворачиваются и становятся плюсами. Вообще мне последнее время часто везёт на такое.
Ну вот, например. Да, ни рисовка, ни кадры (все помнят мои сентенции на предмет того, как особенно в дамских сериалах иногда одним кадром передают миллион смыслов и эмоций), ни музыка тут звёзд с неба не хватают. Но они таки все хорошие. Раздражения, отторжения не вызывают тем более. Всё вполне хорошо.
Сюжетные повороты временами не просто «предсказуемы», а чуть ли не «шаблонны». Ну понятно же, что если конфликты устремлений между семейными делами и друзьями утаскивают человека в сторону семьи – гарантированно, он влетит на сцену в самый последний момент. Да мы ещё в «Чувственной Фразе» видели такое! Но как это показать? Можно – просто штампом. Но я не зря вспомнила это замечательное сёдзе: когда Юкифуми влетает на сцену, а Санта спрашивает: «А ты кто такой?» - «Я – гитарист лучшей в мире группы Лucifer!» - это просто феерия. Это «Ах!» и всё лицо в счастливых слезах!
Здесь – именно такое. Да, я просто гарантировала, что все они окажутся в одном клубе (разве что с Арисой я промахнулась, но это отдельная тема). Я гарантировала, что если Тами и Мачи – цундерекко, то в них «дере» - до чёртиков. Что если кто-то выглядит беспроблемно, то там огроменные скелеты в шкафу. И если Хана улетела в родную Америку – то на ключевой танец она таки вернётся. Весь вопрос именно в том «как».
Красота сказки про «Золушку» не только, и даже не столько в том, что бедная замученная девушка таки засияла и стала принцессой. Это, можно сказать, закон жанра. Она именно в истории. В карете-тыкве. В прекрасном принце, бегающем по всей стране с хрустальной туфелькой. Здесь всё именно так. И закон висящего на стене ружья. Реально, если в первой-второй серии Хана нам рассказывает, что она занималась этим… как его… ну, в общем, беготня и прыжки по заборам и крышам – в финальном рывке на фестивальный танец это пригодится. И если её в тех же первых-вторых сериях за такое неподобие полицейский пытался приструнить – то в последней он наоборот подскажет и покажет дорогу. И появление Ханы на сцене… друзья, извините! Я уже не первый раз подозреваю, что замучила вас своей сентиментальностью и рассказами вокруг неё. Но честно, я момент запрыга Ханы на сцену смотрела три раза. В первый раз – расплакалась так, что вообще не отследила, как она там оказалась. Второй – снова расплакалась, когда Нару ей протягивает руку. И всю сцену смогла «осилить» только с третьего раза.
То есть в «Ханаямате» у нас есть довольно классический для мужчин, но действительно прекрасно реализованный… штамп или не штамп, но приём. В женских сериалах подчёркивание, акцент часто делается одним статичным моментом. Который реально вышибает дух… и слезу. В мужских акцент чаще происходит в некоем действии. «И тут они ка-а-ак побежали! Да как перенервничали в пробке! Да как в последний момент напрыгнули и обняли!!!» Но и опять же – это можно сделать так, а можно и иначе. Здесь – сделано просто обалденно.
Однако и это не всё. Вот есть у меня любимые типажи. Кого удивит, что этот сериал я смотрела глазами той самой бас-гитаристки с химэ-кат Арисы? Ну правда, разве можно было сомневаться? Но и тут сериал подставил дикую подножку. Даже две в сути.
Ведь что мы тут имеем? Нару – такая ли она сопля? Да ни чуть. Мало того, что она регулярно выдаёт прочувствованные и умные фразы. То есть она уже гарантированно не дурочка. На самом деле всё ещё хитрее. Она – нихонка. Немного гипертрофированно, но совершенно верно зажатая в свою философскую и культурную парадигму. Её стеснительность – культурологична. Её потрясающие (и почти всегда прекрасные и слёзовыжимательные) концепции – тоже культурологичны. Но.
У нас есть Хана. Та самая американка. Без понятия о приличиях, или хотя бы уместного чувства дистанции. Напрочь без комплексов. Хоть о чём, разве что кроме эротики. Жуткий (у меня есть несколько подобных знакомых – с ними действительно очень тяжело) сгусток энергии. Типичная генки. Но это не «чем бы дитя не тешилось, лишь бы не вешалось», а такое… Август МакКинби женского пола. Которая вбила себе в голову цель и будет к ней идти, прошибая лбом притолоки и пугая собой встречных. При этом – будучи тоже не совсем простой и не без скелета в шкафу.
И вот тут появилось то, что я тоже ужасно люблю. Нет, не нихонский коллективизм как таковой. Хотя он тоже есть. А именно необходимость сотрудничества. Так сказать, сочетания шестерёнок. И за это я нелюбимые мною типажи генки (очень типичная, даже с клычками), и «нерешительная» полностью одобряю. Просто штука в том, что они все не дурочки. И не простые как монетка девушки. Но результат выходит именно вместе. Хана лбом прошибёт все стены. Нару подскажет (а потом будет жутко смущаться) направление. Яя напишет музыку… и так далее. Но это не прямой коллективизм.
В том-то и дело. Этот сериал не просто про трогательную девичью дружбу (кстати, там и сочетание дружбы с ревностью, как это у девочек бывает, тоже в наличии). На самом деле – он, будете смеяться – даже не политический, а геополитический. Гайдзинка Хана ужасна для любой нормальной нихонки. Её манеры, её отсутствие тормозов. Но она действительно фанатеет с ёкасой. Который, кстати, с одной стороны весьма традиционен, но и наиболее свободен от ограничений из нихонских танцев. Нару ужасна своей скромностью и стандартным для нихонцев страхом сделать что-то выходящее за рамки обычного, выставить себя на показ – но она действительно смотрит в глубину, в суть. И так со всеми. И это правильно.
Мы все – очень разные. Вплоть до концептуального уровня. А вот результат хороший получается только при симпатии и сотрудничестве. Гармоничном использовании сильных сторон подруги – но и предоставлении (пусть и не осознанном) сильных сторон себя. И не только как личности, что интересно. Как человека из некоей культуры. Ну, а поскольку мы всё же остаёмся хорошими и хорошо относимся подруга к подруге – то будут и cute tihngs.
Удивительно, но вдохновлена очень и очень.