Найти тему
Ритм Евразии

Откуда тянутся корни проблемы ретрансляции российских телеканалов в Армении

В ходе обсуждения на заседании комиссии по вопросам науки, образования, культуры, диаспоры, молодёжи и спорта парламента Армении 10 апреля депутат от правящего парламентского большинства блока «Мой шаг» Нарине Тухикян подняла вопрос об ограничении трансляций некоторых передач российских каналов в стране. Прежде всего она упомянула «Мир» (правительство Армении является акционером этой телекомпании. – Авт.), «Россию», «Первый канал», которые, по ее мнению, содержат антиармянский контент. «Можно ли ограничить или отключить некоторые антиармянские или разжигающие к армянам ненависть программы, несмотря на наличие договоров?» – поинтересовалась она.

На свой вопрос Н. Тухикян получила вполне исчерпывающий ответ от присутствовавшего на заседании председателя Национальной комиссии по телевидению и радио (НКТР) Тиграна Акопяна. По его словам, «…это полностью политическая проблема. Нам задают вопрос – смотрите, Украина, Молдова, Грузия это сделали. Мы говорим, конечно. Но мы должны понимать цену этого». Пример указанных стран в вопросе ограничения вещания российских телеканалов Армении не нужен. Ретрансляция программ, названных выше, и других телекомпаний проводится в Армении в рамках соответствующих двусторонних и многосторонних соглашений с Россией и другими странами постсоветского пространства, напомнил Т. Акопян.

…Вообще-то госпожа Тухикян достаточно давно известна своей русофобской позицией, и именно «благодаря» соответствующим высказываниям она довольно часто попадает в прессу. Так, ещё в 2016 году, будучи директором музея Ованеса Туманяна, комментируя решение правительства о выделении средств на ремонт в музее Армяно-российской дружбы, она поведала: «Нет такой дружбы, это выдуманная модель, оставшаяся с советских времен. Никто больше не верит в российско-армянское братство». В интервью «Первому информационному» она добавила, что государственные отношения между Арменией и Россией построены на песке, а русским свойственно «смотреть свысока на другие народы». А на провокационный вопрос журналиста, ждать ли Армении удара в спину от России, Н. Тухикян ответила: «Однозначно. Россия всегда била нам в спину. В этом нет сомнения. Факты об этом есть в истории, вспомните хотя бы недавние события – операцию „Кольцо“ и последнюю резню в Закавказье».

Можно, конечно, долго рассуждать о русофобии той или иной персоны в парламенте Армении, однако переубеждать в чем-то таких людей – попусту тратить время. Тем не менее в данном случае есть смысл обратить внимание на реальные проблемы, ставшие поводом для требований депутата.

Речь идет о том, что 27 марта российский телеканал Россия 24 представил в своем эфире репортаж о предстоящем судебном процессе над вторым президентом Армении Робертом Кочаряном (1998-2008 гг.). Как считают многие в Армении, по своей односторонности и многочисленным неточностям данный сюжет ничем не отличался от аналогичного репортажа другой российской федеральной телекомпании РЕН ТВ, вышедшего в эфир за несколько недель до этого.

В самом начале репортажа ведущий заявляет, что «Никол Пашинян хочет посадить бывшего президента Роберта Кочаряна… Причем никакие законы исполняющего обязанности премьер-министра Армении не останавливают». В качестве доказательства приводится аудиозапись телефонного разговора Н. Пашиняна с директором Службы национальной безопасности Артуром Ванецяном. Между тем намерение арестовать второго президента едва ли исходит из вышеупомянутой аудиозаписи, наделавшей в своё время немало шума. По логике репортажа уголовное дело против Р. Кочаряна было возбуждено сразу после того, как он объявил о своем решении вернуться в политику. В действительности, однако, Специальная следственная служба Армении распространила сообщение о возбуждении уголовного дела в отношении Кочаряна 26 июля 2018 года (суд принял решение об аресте 27 июля), а экс-президент заявил о своем возвращении в активную политику 16 августа того же года во время интервью телеканалу «Еркир медиа».

Можно бы и более подробно разобрать этот репортаж, что, кстати, сделано в местной прессе, однако тема предстоящего суда над Кочаряном, хотя и важна, но вряд ли является главной для страны. Но факт откровенного брака в названных выше телерепортажах налицо.

Журналисты РЕН ТВ и России 24 должны были хотя бы предположить, что их односторонние репортажи вызовут соответствующую реакцию русофобов, уверенных в том, что российские телеканалы представляют «антиармянские или разжигающие к армянам ненависть программы». Вышеупомянутые телесюжеты были восприняты в Ереване как попытка вмешаться во внутриполитический дискурс, а неадекватно настроенными русофобами – как проявление «языка вражды» по отношению к армянам и Армении.

Посол России в Армении Сергей Копыркин ясно дал понять, что антиармянской риторики на российских телеканалах нет. В свою очередь, премьер-министр Н. Пашинян заявил журналистам, что в стране не будут вводить ограничения на вещание российских телеканалов, но сказал, что ретрансляция зарубежных ТВ предполагает «определенные границы корректности». Здесь глава правительства, скорее всего, имел в виду то, что в репортаже России 24 его обвинили в политическом преследовании экс-президента. На наш взгляд, журналист по образованию Н. Пашинян де-факто призвал представителей российских СМИ не готовить односторонних материалов.

Означает ли это его заявление, что у российских теле- и радиовещателей нет и не будет проблем в распространении своих программ в Армении? Скорее всего, таких проблем не будет.  Вместе с тем трудности иного рода вполне могут возникнуть. В этой связи укажем на ряд моментов, способных заинтересовать российских экспертов и вещателей.

К примеру, глава НКТР Т. Акопян считает, что американский CNN, российские РТР, Культура и Первый канал должны перейти из государственного в частный цифровой мультиплекс. Однако последнего в Армении нет, так как условия, предъявляемые к потенциальному инвестору, априори невыгодны. В своё время это делалось для сохранения монополии государственного мультиплекса с возможностью контроля. «По закону «О телевидении и радио» в Армении должны быть два мультиплекса: бесплатный общественный и частный. Согласно закону, с 2015 года объявляются тендеры, однако заявок на участие не поступает. В прошлом году срок подачи заявок был продлен на 6 месяцев, но ничего не получилось», – сказал Т. Акопян.

Таким образом, можно предположить появление законодательных инициатив для обеспечения соответствующих условий для тендера по формированию частного мультиплекса. Это достаточно сложный процесс как в законодательном, так и в техническом плане, и в итоге он приведёт к изменению правил игры для иностранных вещателей.

Кроме того, качество программ и фильмов, производимых и демонстрируемых на российских федеральных каналах, всё чаще вызывает вопросы у армянских телезрителей. Речь, прежде всего, идёт о бесконечных ток-шоу в прайм-тайм, таких как «Пусть говорят», «Привет, Андрей!», ДНК и пр., а также о развлекательных программах явно сомнительного качества. В своем абсолютном большинстве сплетни из частной жизни русскоязычных «звёзд» и перемывание их косточек мало интересуют армянского зрителя. Так, при всём уважении к Алле Пугачевой многие телезрители были очень удивлены тому огромному времени в эфире федеральных телеканалов, какое было предоставлено отмечавшей свой юбилей певице. Особенно  в сравнении с куцыми программами, например, памяти нобелевского лауреата Жореса Алферова после его кончины.

При вполне качественном уровне новостных программ этого нельзя сказать о большинстве политических ток-шоу, в которых непропорционально много времени уделяется Украине и российско-украинским отношениям. Степень интереса армянского телезрителя к этой теме куда более ограничена. Наконец, качество демонстрируемых сериалов, их тематика, за исключением части фильмов о Великой Отечественной войне, также вызывает сомнения. В качестве примера можно назвать хотя бы развесистую «клюкву» под названием «Зорге» с актёром А. Домогаровым в главной роли, явно не утруждавшим себя излишним вживанием в образ легендарного разведчика…

Крайне мало серьёзных фильмов о жизни в нынешней России и о её проблемах. Пожалуй, самым серьезным художественным сериалом за последние полгода был фильм Сергея Урсуляка «Ненастье» по мотивам одноимённого романа Алексея Иванова. Невозможно не обратить внимания и на то, что на российском телевидении стало очень мало оригинальных журналистских работ (пожалуй, особняком стоят лишь программы «Познер» и «Вести в субботу» Сергея Брилёва).

Хозяева российских телеканалов (смотрят ли они сами собственную продукцию – отдельный и очень интересный вопрос) должны бы понимать, что дело не в последнюю очередь в качестве ретранслируемых ими программ, а оно во многих случаях неудовлетворительное. Соответственно, теряется аудитория и конкурентоспособность, и рано или поздно известная хамская отговорка «пипл схавает» работать перестанет. Причем рискнём предположить, что не только в Армении, но прежде всего  в России.

Наконец, некоторые решения руководителей российских телеканалов, по нашей оценке, вольно или невольно сужают возможности российской «мягкой силы» на постсоветском пространстве. Так, после завершения чемпионата мира - 2018 по футболу решением руководства спортивного телеканала «Матч ТВ» по коммерческим причинам была прекращена трансляция в Армении по кабельной сети «Ростелеком» футбольных матчей и других спортивных программ, за исключением «Матч-премьер». Таким образом, местные болельщики лишились возможности смотреть матчи европейских чемпионатов, еврокубков, футбольных сборных и иных спортивных программ с комментариями на литературном русском языке. Можно ли отследить эти же самые футбольные события в Армении на другом языке? Несомненно! Таким образом, исходя из коммерческих соображений, российская телекомпания сама сократила число постоянных телезрителей в Армении, которые предпочитали слушать комментарии к спортивным состязаниям на русском языке. Наверное, коммерчески такая оптимизация оправданна, а вот с точки зрения удержания и расширения русскоязычной аудитории, в первую очередь молодёжной? Ответ очевиден.

Так что возможные в будущем проблемы с ретрансляцией программ российских телекомпаний в Армении имеют комплексный характер, связанный не только с «большой политикой», но и с качеством ретранслируемого телевизионного контента. И их решение требует не только серьезных обсуждений, но и системной работы, которую Ереван и Москва должны проделать вместе.