Человек начал философствовать, когда понял, что его жизнь конечна. И разумеется, возник вопрос о смысле этой быстротечной жизни и о смысле смерти. Именно тогда, в глубочайшей древности, сознание людей стало формироваться по дуалистическому принципу. Проще говоря - люди осознали, что в мире все существует парно, как единство противоположностей.
Дуализм "жизнь-смерть" - основополагающая пара. Мифологическое представление о мире делит его на три уровня - высший (небесный, светлый), низший (подземный, темный) - это противоположности, и средний, который и есть, собственно, наш реальный мир. Идея о том, что после смерти человек из реального мира попадает в ирреальный, высший или низший, сформировалось фактически во всех древних культурах.
И тут-то мы и встречаем впервые идею ада. Она тесно связана с идеей посмертного суда и воздаяния за поступки, совершенные при жизни. Подобные мысли присутствовали уже в древнеегипетской культуре. Вавилоняне тоже верили в наказание после смерти. Подобные мысли встречаются и у древних греков (Пифагор, Платон), у греков было также понятие Тартара. В индуистской культуре - Нарака, у китайцев - Диюр.
Однако наиболее четкая концепция ада была выражена в монотеистических религиях, в частности, в христианстве. Будучи религией этического толка, христианство культивирует идею посмертного воздаяния, и тут рай и ад становятся яркими образами для иллюстрации этой идеи.
Новый Завет, говоря о грядущем Страшном Суде, между тем не дает конкретной картины ада. Единственное, что сказано о нем - это то, что
"там будет плач и скрежет зубов"
(Матф. 8,12; 13,42, 50; 22, 24, 51, 25, 30)
Ад ассоциируется с тьмой и вечными муками. То есть никаких чертей и сковородок в Новом Завете нет и в помине. Ад показан не описательно, а метафорически, не как зрелище, а как испытываемое субъектом чувство - а именно, вечная боль, страдание.
Единственный конкретный образ ада, используемый в Новом Завете - это огонь. Образ огня имеет тут символическое значение и отождествляется с божественной сущностью. То есть адский огонь не что-то особенное, а тот же божественный огонь, только в раю он благотворный, а в аду сжигающий.
Этот огненный символизм стал потом конкретизироваться и детализироваться средневековыми интерпретаторами, которые и создали образ ада как какой-то исполинской пыточной. Это понимание гениально описал Данте, где ад показан как грандиозное строение со своей четкой структурой, кругами, где разные категории грешников получают свои особые виды наказания. То есть посмертный суд уподобляется уголовному суду, где каждый подсудимый получает свою статью в зависимости от тяжести деяния.
Картина наивная, но отлично рисует уровень общественного сознания и представления о справедливости, существовавшие в раннем средневековье.
На основе христианского представления об аде возник и мусульманский Джаханнам.
Идея ада в современной культуре не очень популярна. Мало кто буквально верит в садистские картины адских сковородок и тому подобному. Но вопрос о посмертной судьбе души не может не волновать верующих. Я-то не верю ни в рай, ни в ад. А вот верующим надо бы задуматься над таким вопросом:
если Бог, как вы говорите, всеблаг, если он Добро и Любовь - как это вяжется с картиной ада, куда он своим судом отправляет людей мучиться?!
Читайте еще на моем канале: