Найти в Дзене
Другой мир

Три аварии, которые сорвали развитие атомной энергетики

Оглавление

Когда в середине 1950-х годов ядерная энергетика была впервые использована в мирных целях, многие рассматривали ее как идеальное решение для удовлетворения потребностей в электроэнергии растущего населения планеты. Один кг урана-235 может производить в два-три миллиона раз больше электроэнергии, чем один кг угля или нефти, без каких-либо прямых выбросов в атмосферу при нормальной работе.

Первые аварии

Но затем пара аварий в 1970-х и 1980-х годах подорвала энтузиазм по поводу перспектив развития ядерной энергетики. Авария на Три-Майл-Айленде в Пенсильвании в 1979 году остается самой серьезной на атомных электростанциях в истории США. Американские сбои в работе АЭС не привели к плохим последствиям, но все же произошел небольшой выброс радиоактивных материалов.

Таким образом, растущая оппозиция производству ядерной энергии стала формироваться в США после аварии на острове Три Майл, так как люди реально стали оценивать последствия аварий, которые не всегда можно предотвратить.

Радиационные фобии

Люди всегда испытывают высокую степень страха, когда речь идет о радиации. Бесполезно объяснять, что радиоактивный выброс с атомной электростанции может быть не опасен. Люди не видят его, это пугает еще больше. Возможно, организм все же ощущает что-то и чувствует опасность, поэтому формируется тревога. Многие убеждены, что воздействие радиации даже в безопасных дозах может привести к неизлечимым заболеваниям.

Чернобыль меняет все

Авария на Три-Майл-Айленде была незначительным событием по сравнению с тем, что должно было случиться дальше.

Недавно на одном из американских каналов вышел новый мини-сериал, освещающий события вокруг чернобыльской ядерной катастрофы 1986 года. Он представляет собой драматический обзор того, что случилось. Ничего подобного никогда не происходило в атомной энергетике, и многие могли бы утверждать, что авария такого масштаба невозможна.

В атомной энергетике уделяется огромное внимание обеспечению безопасности на всех этапах: проектирования, строительства и эксплуатации. Исследователи потратили много времени на анализ того, что пошло не так во время крупных катастроф, таких как Чернобыль, разлив нефти Deepwater Horizon 2010 года в Мексиканском заливе или ядерная катастрофа на Фукусима-дайити в Японии 2011 года.

Анализ аварии на Чернобыле

Неизбежно, что после каждой катастрофы ищут конструктивные недостатки, предупреждающие знаки, которые должны были быть очевидными. Неизвестно, насколько сериал HBO углубится в события, приведшие к аварии, но на самом деле это был результат теста на безопасность, который должен был быть прекращен, как только что-то пошло не так. Фильм действительно показывает, что, когда стало ясно, что произошло, многие полностью отрицали, что такой исход, как взрыв ядерного реактора, был возможен.

С точки зрения инженера, важно понимать как риск, так и последствия риска. Как в авариях на Чернобыльской АЭС, так и на АЭС "Фукусима" риски не были признаны, а последствия не были должным образом оценены. В результате у большей части населения возник большой страх перед ядерной энергетикой.

Нелегко будет преодолеть этот страх и изменить отношение к мирному атому. После Чернобыля рост ядерной энергетики в мире резко замедлился и начал снижаться в периода посл Фукусимы.

Многие считают, что ядерная энергетика играет важную роль в качестве надежного источника твердой, низкоуглеродной энергии. Она нужна, чтобы помочь дополнить периодически возобновляемые источники энергии, такие как энергия ветра и солнца. Но есть две основные проблемы, которые необходимо решить: обеспечение безопасности населения и адекватное обращение с ядерными отходами.

Какой должна быть атомная станция

-2

Атомные электростанции должны быть сконструированы так, чтобы они были безопасными, если не безотказными. Быть отказоустойчивым означает, что в случае аварии система переходит в безопасное состояние. Простой пример этого - электрический предохранитель. Если слишком большой ток пытается протечь через предохранитель, он плавится и останавливает поток электричества.

Ни Чернобыль, ни Фукусима не были отказоустойчивыми проектами. Будущие атомные станции должны обеспечить абсолютную степень уверенности населения в том, что проекты являются отказоустойчивыми.

Общественное ожидание заключается в том, что ядерные проекты должны быть надежными, но есть много причин, почему этот показатель никогда не будет достигнут. Самая фундаментальная причина в том, что мы просто не можем просчитать все возможные результаты. Таким образом, нужно смягчить возможные последствия и внедрить отказоустойчивые конструкции.

Можно ли свести риск аварии к нулю

-3

Если гарантия повышенной безопасности может быть достигнута, все равно будет непростой задачей для скептической публики сохранить при себе свое мнение. Реальность такова, что ядерная энергетика - это способ получения энергии с очень низким риском. Но потенциальные последствия аварии могут быть чрезвычайно высокими, как мы видели, когда целые города были окончательно эвакуированы после Чернобыля и Фукусимы.

Можно ли убедить общественность в пользе атомной энергетики

Эти образы будет трудно преодолеть, но если атомная энергетика будет набирать обороты, общественность должна быть убеждена в том, что вероятность очередного крупного выброса с атомной электростанции равна нулю.

А убедить ее в этом очень сложно. Ведь, казалось бы, уж японцы предусмотрели все, но не смогли предугадать разрушительную силу стихии. Сбои в работе электроники, человеческий фактор, угрозу военного нападения на объект, силы природы невозможно свести к нулю. А значит, строить атомные станции можно только тогда, когда ученые изобретут средство полностью нейтрализовать губительное воздействие радиации на здоровье человека и окружающую среду.

А как же ветряные мельницы и солнечные батареи?

В ближайшее время планируется открыть Белорусскую АЭС. Трудно описать, что испытывает белорусский народ, сильно пострадавший от аварии в Чернобыле. Ведь как бы ни убеждали людей, что это будет точно безопасный проект, никто не может избавиться от тревоги за будущее.