Системную работу с недрами региона министерство вынуждено заменить исполнениями поручений Радия Хабирова
Башкортостан на государственном уровне остановил разработку недр на предмет поиска полезных ископаемых. Однако рост запасов, например, природного камня за прошлый год составил 3200% благодаря работающей в регионе компании Lasselberger, а сборы по НДПИ в регионе выросли в 1,46 раза за три года. При этом эффективность рейдов против «черных копателей», незаконно работающих в заброшенных карьерах, не превышает 3 процентов, хотя ловить их под видом туриста ходит лично глава Минприроды. Сведенные воедино факты, озвученные 14 мая на заседании комитета по экологии Курултая, ярко фиксируют тот факт, что в республиканском Минприроды занимаются не тем, чем надо, а тем, чем надо – не занимаются. Ущерб от «черных копателей», крестовый поход против которых объявил по осени лично врио главы региона Радий Хабиров, оказался явно преувеличенным. Тогда как в стратегических вопросах проблемы недропользования власти пустили на самотек, увеличивая опасную зависимость региона от 2-3 ключевых инвесторов.
По словам и.о. министра природопользования Мирхайдара Фатхуллина, дефицита общедоступных природных ископаемых – песка, глины, природного камня – в Башкортостане нет, запасов хватит на 50-100 лет. Однако согласно принятой в республике политике неистощительного природопользования, количество извлекаемых запасов не должно превышать объем вновь найденных при геологоразведке. В целом программа выполняется: за 2016-2018 годы целевой показатель увеличился на 2 процента.
По отдельным полезным ископаемым наблюдается даже значительный рост: запасы природного песка увеличились в 8 раз только за последние два года (постарался «Башкиравтодор»), а разведанные объемы строительного камня подскочили аж в 32 раза. Сказалась разработка Янгельского месторождения в Абзелиловском районе, которую ведут австрийцы из Lasselberger. В результате прирост поступлений по НДПИ в не-нефтяной его части в бюджет Башкортостана составил 46 процентов.
Вот только, как видно из предыдущего абзаца, прирост этот достигается в результате весьма хаотичных и несбалансированных действий инвесторов, а вовсе не как результат государственной политики. «На сегодняшний день госзаказ на геологическое изучение недр за бюджетный счет нами не реализуется. Как правило, инициаторами здесь являются компании. Стимулирующим для них фактором является то, что в ходе геологоразведки компания сама определяет для себя наиболее выгодные участки недр, на которые она потом имеет право получить лицензию без аукциона», – заявляет Фатхуллин.
И вот здесь-то эксперты и видят самую серьезную проблему. «Получается необъективная информация. То есть компаниям интересны участки – эту информацию они сообщают. А в целом территория республики не исследуется», – сетует глава регионального отделения партии «Зеленые», депутат Курултая Руфина Шагапова. «Получается, территорию республики мы просто не регулируем», – вторит ей председатель экологического комитета парламента Альфарис Байчурин, до избрания в Курултай в 2018 году много лет возглавлявший ресурсоемкий Зианчуринский район Башкортостана.
«Когда интенсивно привлекаются инвестиции за счет частных средств, тратить государственные мы считаем нецелесообразным», – отрезает Ирина Лихачева, заместитель начальника отдела недропользования Минприроды РБ.
Депутаты, тем не менее, уверены в необходимости восстановить регулирование на государственном уровне. «В некоторых районах не хватает камня, в некоторых песка. Сейчас намного лучше и точнее оборудование, чем в советское время. Может, сейчас все-таки провести геологоразведку?» – предлагает Олег Калинин.
Но у Минприроды другие дела: сотрудникам ведомства нужно выполнять указание Радия Хабирова. Как-то по осени врио главы региона посетил Зауралье, пришел в ужас от рассказанных ему историй о незаконной добыче природного камня в Баймакском районе и принял гениальное в своей простоте решение: добычу камня остановить, выдачу лицензий отменить. «Черные копатели», среди которых немалую долю составляют простые местные жители, были объявлены главными врагами новой власти, и против них были развернуты рейды.
Доходит до анекдотичного: призванный Хабировым из Екатеринбурга в республиканское Минприроды Фатхуллин вместо своих прямых обязанностей вынужден лазить по горам Белорецкого района сам, маскируясь под исследователя красот башкирского Зауралья. «Я 11 мая лично пошел туристом в рейд и поймал четырех [черных копателей]. Мы долго не могли их поймать: с квадрокоптера их заметить можно, а физически поймать очень сложно. Стоит гора, дорога вверх-вниз. У них внизу стоят посты, и если кто-то появится, они успевают уйти. А документов у них при себе нет. Но нам удалось окружить и поймать четверых. Раньше там лицензированный был карьер, а потом лицензиат бросил и ушел. Если замерить разницу, можно оценить ущерб», — поделился своими впечатлениями о рейде Фатхуллин.
На ехидные вопросы депутатов, много ли денег подобными рейдами было возвращено в региональную казну, глава Минприроды вынужден был ответить, что эффективность рейдов не превышает трех процентов, хотя проведено их за последние полгода около пятисот. По существу, в большинстве своем «черные копатели», они же местные жители, просто приходят на давно заброшенные карьеры и берут там камень, свободно лежащий на земле. Большого ущерба этим они не наносят, а будучи даже пойманными на месте преступления, отделываются штрафами в 2-3 тысячи рублей. Ибо возбудить уголовное дело на физическое лицо невозможно.
Немного похихикав, депутаты приняли доклад и.о. министра вперемешку с геройскими байками к сведению, однако практически хором отметили, что ожидают от министерства более системной работы в части геологоразведки. Пусть даже из Дома Республики Фатхуллину и приходят совсем другие распоряжения.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото glavarb.ru