Найти тему
Ваш Реставратор

Миниатюры из Часовника - красота XV века!

Фотография иллюминированной рукописи в Часовнике
Фотография иллюминированной рукописи в Часовнике

Миниатюры в Часовнике конца XV века

В нашем предыдущей статье мы постарались подробно рассказать о Часослове конца XV века, который был у нас в работе по реставрации. Работая с ним мы не могли не обратить внимание на невероятной красоты миниатюры! Конечно, погрузившись в вопрос изучения миниатюр, мы параллельно и узнали о содержании книги, всем этим и хотим с Вами поделится.

Вообще, в истории западноевропейских книг Часовник занимает особое место, именно из-за богатого оформления: Множество миниатюр, цветные буквы, расписанные поля и множеством иных элементов, которые украшают книгу. Такие книги называют - иллюминированная рукопись

«Иллюминированные рукописи (от лат. illumino — освещаю, делаю ярким, украшаю) — рукописные средневековые книги, украшенные красочными миниатюрами и орнаментами. В русской традиции помимо термина «иллюминированные» для рукописных книг с миниатюрами часто используется термин лицевые рукописи. С изобретением книгопечатания рукописные книги постепенно вышли из употребления.» Взято из Википедии.
"Поклонения волхвов" Фотография иллюминированной рукописи.
"Поклонения волхвов" Фотография иллюминированной рукописи.

В первую очередь обратим внимание, что Часовники редко делались на бумаге, в качестве листов чаще всего использовали пергамент. Пергамент выигрывал по прочности и долголетию. Обрезы книжного блока покрывали сусальным золотом!

Пергамент - сырую шкуру вымачивали сначала в воде, чтобы сделать ее помягче. Потом соскабливали ножом и клали шкуру в воду с золой. После такой обработки шерсть легко снималась. Готовую шкуру натирали мелом и выглаживали пемзой. Получалась тонкая желтоватая кожа, одинаково чистая и гладкая с обеих сторон. Подробнее в статье про книгу из пергамента.
Фотография обрезов покрытых сусальным золотом
Фотография обрезов покрытых сусальным золотом

Чтобы перейти к миниатюрам давайте сначала разберемся с текстом в Часовнике, из предыдущей статьи мы знаем, что Часовник - это персональный молитвенник для гражданских лиц, именно по нему читались молитвы по часам дня. Весь текст делился на три основные категории: Основной, Второстепенный, Дополнительный.

Основным текстом являлись: Календарь, Часы Девы Марии, Покаянные псалмы, Литании, Заупокойная месса и Поминовения святых.

Фотография календаря в Часовника. (фото взято у Рахмана Файзуловича)
Фотография календаря в Часовника. (фото взято у Рахмана Файзуловича)

Второстепенным считался текст дополняющий основной, например: выдержки из Евангелий, гимны Богоматери, Страстные Часы, Часы Св. Троицы, и другие

Фотография миниатюры из Часовника
Фотография миниатюры из Часовника

Дополнительные тексты: Различные молитвы и выдержки из Псалтыря.

Фотография миниатюры из Часовника
Фотография миниатюры из Часовника

Несмотря на общие правила тексты сильно варьируются в различных Часовниках, поскольку второй и третий раздел допускал определенную свободу при написании. Так же Часовник делился на мужской и женский (понять это можно было по окончаниям в текстах).

Фотография оформления текста
Фотография оформления текста

Любой Часовник писали на латыни, но могли быть вставлены различные молитвы и на родном для Заказчика языке, в нашем случае они были на французском.

Переходя к миниатюрам, первое, что бросается в глаза это яркость красок. А ведь, на секундочку, этой книге порядка половины тысячелетия! Ее никогда не подкрашивали, не перерисовывали и не реставрировали, это оригинал. И секрет такой стойкости конечно в составе красок. Все рисунки выполнены с применением натуральных составов. Секреты составов пигментов собирались веками и по разным уголкам света. Человек, который мог правильно замешать краску и получить сочный цвет ценился «на вес золота»

Фотография разворота с миниатюрами.
Фотография разворота с миниатюрами.

Краски производились из трех основных компонентов: минералы, растения, насекомые. Из минералов получались синий и зеленый пигмент. Растения давали желтый и определенные оттенки красного. Насекомые и моллюски давали ярко-красный и один из самых редки и дорогих - пурпурный! Разные пропорции, состав воды, спелость ягод или возраст насекомых-все это влияло на цвет и его яркость.

Фотография миниатюры из Часовника
Фотография миниатюры из Часовника

На миниатюрах мы так же видим много золота, выполненного темперой с применением пластинчатого и творёного золота. На такую работу подходило золото не меньше 960-ой пробы!

Фотография миниатюры из Часовника
Фотография миниатюры из Часовника

Сами иллюстрации брались из различных священных книг и иллюстрировали текст. Проработка и детальность рисунков просто поражает! Это долгая и кропотливая работа мастера, который вкладывает в миниатюру все свое умение. Формат книги чаще был чуть меньше чем А5, а теперь представьте тонкость линий и сложность проделанной работы.

Фотография миниатюры из Часовника
Фотография миниатюры из Часовника

Помимо иллюстраций красиво оформлялись рамки, бордюры, а также заглавные буквы начала главы текста. Каждая страница индивидуальна и поражает красотой!

Фотография миниатюры из одного Часовника
Фотография миниатюры из одного Часовника

Первая часть "ЧАСОВНИК конца XV века."

Спасибо большое, что прочитали эту статью. В нашей ленте Вы найдете много интересного и познавательного.  Мы будем рады видеть Вас в числе подписчиков, с удовольствием прочитаем Ваши комментарии и будем признательны если Вы поделитесь нашей статьей с друзьями!

А если Вашим книгам нужна помощь, то мы приглашаем Вас в нашу мастерскую!