Я, конечно, предвижу количество негатива в комментариях, но не могу остановиться.
Знаете, меня с первого дня работы в школе ужасно раздражало, что дети не умеют работать с черновиками. Они искренне считают, что можно с первого раза написать "норм".
И я их понимаю. Это поколение, которое получает и обрабатывает слишком много информации. У них просто нет лишнего времени на какие-то там черновики, чистописание и прочее.
Коллеги, за сколько вы печатаете на компьютере рабочую программу? Не копируете первую попавшуюся, переделывая под себя, а печатаете с нуля. Должно быть, не пять минут. А они (дети) печатают огромные по свои размерам тексты за несколько десятков секунд.
Так кто же из нас прав? Тот, кто стоит на обязательности чистописания? Тот, кто готов разрешить любую грязь в тетрадях?
Я думаю, что это ужасно поставленный вопрос, потому что в данной ситуации правы все. Да, уметь писать разборчиво и красиво при необходимости - это обязательное умение. Но опираться только на это? Да мы пропустим половину научных открытий, пока будем выводить в каждой тетради по каждому предмету идеальные буквы и цифры.
Я сейчас не трогаю начальную школу, потому что они закладывают это умение. Следовательно, грязь в тетрадях у учеников начальной школы - это, мне кажется, недоработка учителя.
Жизнь изменилась. И мы должны это принять! Есть отдельные курсы, где любой может научиться каллиграфии. Но зачем они тем, кто в жизни больше не прикоснётся к ручке?
Я веду к тому, что в средней и старшей школе вполне возможно соблюдать баланс.
Давайте каждый урок одно-два предложения, которые дети должны будут написать идеальным почерком. Не торопите, помогайте. А в остальных случаях следите за почерком, помарками, исправлениями не так строго.
Я немного ушла от темы. На своих уроках я делала так: я следила за тем, чтобы буквы были похожи на себя (по всем палочкам, чёрточкам и т. п.), отдельно давала или домашнее задание, или задание на уроке на отработку идеального написания предложения. Для этого я распечатала на каждую парту образец написания букв и следила, чтобы дети им пользовались.
А почему я начала с черновиков? Да потому что желание вести идеальную тетрадь в современных условиях ведёт к большой потери времени как у учителя, так и у ученика.
Ведёте вы урок. "Достали черновики!" - говорите вы. И начинается возня на пол-урока: тот рвёт тетрадь по вашему же предмету, хотя там 4 страницы осталось, этот возмущается, что у него нет черновика, другой через весь класс кричит, что поможет, потому что у него случайно завалялась биология.
И дети, как животные на водопой, подтягиваются к тому, что тетрадкой по биологии. Конечно же, от тетрадки ничего не остаётся.
Подготовить черновики заранее? Мне? На какие деньги я должна их закупать?
Ладно. Справились. У всех есть черновики. Вы продолжаете вести урок. Сочинение, изложение, просто какая-то творческая работа. Отлично! Отработали тридцать минут. Черновики все исписаны огромным количеством слов и предложений.
Вы довольны и счастливы, ведь дети на следующий урок придут подготовленные или дома напишут хорошую работу... Нет! Прерву я вас.
Я, наверное, никому что-то новое не открою, если скажу, что после вашего урока 25% черновиков останутся на партах, под ними или в мусорном ведре (которое стоит при выходе из кабинета). 25% навсегда осядут в рюкзаках своих хозяев.
И стоило тратить на это время?
С черновиками я поступала, как мне кажется, очень логично. Черновик оформлялся в обычной рабочей тетради. Черновик никогда не потеряется, он показывает процесс работы, на нём есть важные замечания и пометки. Так пускай же он будет частью рабочей тетради.
А вам больше не придётся говорить: "Достали черновики!"
Подписка и лайки очень важны для развития канала. Сохраняйте статью в социальных сетях, чтобы не потерять.