Сегодня начался Каннский кинофестиваль, один из самых почтенных и консервативных в мире. Но несмотря на официозную строгость, он почти каждый год подкидывает инфоповоды для прессы: то звезда что-нибудь непротокольное ляпнет, то приз присудят «не тем, кому следовало».
Нацист Ларс фон Триер
В 2011 году датский режиссер-провокатор, представляя на пресс-конференции свою апокалиптическую картину «Меланхолия», резвился вовсю. Тогда он объявил, что готовится снимать порнографическую ленту («Нимфоманка») и предлагал Кирстен Данст сняться в главной роли. А в одном из интервью Триер выдал убийственную тираду, вызвавшую возмущение журналистов:
— Долгое время я считал себя евреем. И мне это нравилось. Но потом выяснилось, что мои предки были из Германии. Так что я нацист. Есть в этом что-то приятное. И я понимаю Гитлера. Он сделал много неправильного, войну вот развязал, но в общем и целом я его понимаю и немного ему симпатизирую.
Руководство фестиваля немедленно объявило режиссера персоной нон грата. Потом фон Триер попросил прощения, и через два года «отлучение» отменили.
В прошлом году Ларс представлял в Каннах свою последнюю работу, триллер «Дом, который построил Джек».
Туфли без каблуков
В 2015 году на показ фильма Тодда Хейнза «Кэрол» не пустили женщин в туфлях на плоской подошве. Остановили даже продюсера Валерию Рихтер, у которой ампутирована часть левой ноги: от нее тоже потребовали надеть туфли на каблуках.
На минуточку, сам фильм «Кэрол» — история двух женщин, которые пытаются бороться с предрассудками и социальными нормами.
Потом организаторы оправдывались тем, что проход гостей по красной ковровой дорожке подчинен регламенту: мужчины должны быть в строгих костюмах, женщины — в вечерних платьях и на каблуках. Так себе защита получилась: им тут же указали на то, что в предыдущие годы многие звезды щеголяли в обуви без каблуков.
На следующий год Джулия Робертс специально сняла туфли, чтобы пройтись по красной дорожке босиком. И ей ничего за это не было!
«Хрусталев, машину!»
Алексей Герман снимал свой шедевр семь лет. Перебои с финансированием, кропотливое отношение к игре актеров и хореографии кадра — Герман снимал так. В Каннах 1998 года эту картину ждали с нетерпением. Но кажется, мэтры и критики иначе представляли себе новую работу Алексея Юрьевича. Как говорили свидетели того исторического сеанса, «фильм шел под аккомпанемент хлопающих кресел».
Жиль Жакоб, тогдашний директор Каннского фестиваля, успокоил Германа: дескать, через несколько лет кадры «Хрусталева» будут изучать во всех киношколах мира. Позже ведущие французские издания принесли свои извинения режиссеру за разнос его картины и неподобающее поведение в зале.
Кстати, Герман оказался в хорошей компании: в разные годы невоздержанная каннская публика не приняла «Таксиста» Мартина Скорсезе и «Диких сердцем» Дэвида Линча.
Средний палец Квентина Тарантино
Режиссер «Криминального чтива» пока остается в истории фестиваля единственным, кому удалось просочиться на церемонию награждения в футболке и джинсах. Это было в 1994 году. Впрочем, на сцену за главным призом Квентина в таком виде все-таки не пустили: пришлось переодеться.
Говорят, пока Тарантино произносил благодарственную речь, из зала в его адрес кто-то выкрикнул оскорбительную тираду. Режиссер, не задумываясь, показал публике средний палец. Вопрос о том, была ли тирада, до сих пор открыт. А вот палец — задокументированный факт.
Жан-Люк Годар и торт
В те времена, когда звезд не окружало кольцо охранников, некоторым смельчакам удавалось донести свое «фи» до звезд лично. Например, метателю тортов Ноэлю Годену.
В 1985 году Жан-Люк Годар, отец «новой волны» французского кино, привез в Канны криминальную драму «Детектив». Годен посмотрел картину, сильно разочаровался и подготовил для режиссера сладкую «оплеуху».
— Все мы любим Годара. Он был хорошим человеком, пока не сделал совершенно христианский фильм, к тому же получил благословение Папы. Он всегда был воинствующим атеистом — и вдруг снял такое! — возмущался Годен.
К чести режиссера, он тушеваться не стал и попробовал неожиданное угощение. Облизав пальцы, он сказал: «О, это вкусно! Я почувствовал себя в настоящем немом кино, спасибо».
Изабель Аджани и бойкот журналистов
В 1983 году Изабель Аджани приехала в Канны, чтобы представлять детектив «Убийственное лето». Хитрая звезда договорилась с несколькими изданиями на эксклюзивные интервью на пресс-конференции. За гонорары, разумеется. Остальных журналистов туда просто не пустили.
Репортеры и фотографы разозлились на такое поведение и демонстративно положили свои фотокамеры на пол, когда Аджани шла по ковровой дорожке, а некоторые даже повернулись к актрисе спиной.
Пальмовая ветвь для антисемита, гомофоба и абьюзера
В 2019 году фестиваль только начался, а уже получил в свою летопись первый скандал. Причина — вручение Алену Делону «Золотой пальмовой ветви» с формулировкой «За выдающуюся карьеру».
Мелисса Сильверстейн, основатель движения «Женщины и Голливуд», опубликовала твит, в котором резко раскритиковала это решение.
15 человек(а) говорят об этомИнформация о рекламе в Твиттере и конфиденциальность
«Известно, что Делон признавался в том, что избивал женщин. Он публично причисляет себя к сторонникам антисемитской и расистской партии “Национальный Фронт”. Он заявлял, что быть геем — противоречит природе. Отдавая дань уважения Делону, Каннский фестиваль прославляет эти “ценности”».
Директор фестиваля Тьерри Фремо на эту критику ответил, что фестиваль не вручает Нобелевскую премию мира и подчеркнул, что «Ветвь» Делон получил за достижения в кинематографе.
И еще много интересного
В разные годы скандалов было много. Массовый исход зрителей из зала, как во время показа «Необратимости». Ужас и отвращение критиков, которым стало плохо во время просмотра «Антихриста». Несколько курьезов со случайным оголением или дикий зеленый купальник Бората. Канны обвиняли в политической манипуляции после награждения документального фильм «Фаренгейт 9/11».
Как бы то ни было, Каннский кинофестиваль остается одним из самых узнаваемых брендов. В том числе, наверное, благодаря промахам, которые ему все равно прощают.