Найти тему
Сохраните деньги

Эффект Моцарта: стоит ли слушать музыку во время работы и как она влияет на продуктивность

Оглавление

Длительное выполнение монотонной работы порой заставляет нас применять дополнительные стимулы.

Знакома ли вам ситуация, когда вы долгое время пишете конспект, стараетесь вникнуть в информацию, запомнить ее, чтобы не тратить время на дополнительное заучивание материала, однако через 2 часа как будто просыпаетесь и понимаете, что давно не следите за мыслью автора, хотя продолжаете упорно писать, при этом витая в своих мыслях? Или, к примеру, вы очень долго разбираетесь в поломке прибора, ковыряетесь-ковыряетесь, но понимаете, что еще больше запутываете себя, а к решению не приближаетесь?

Практические стимулы

Чтобы сконцентрироваться на работе, скорее всего, вы постараетесь отвлечься, выпить кофе или включить музыку. Однако поможет ли музыка, будучи дополнительным раздражителем и источником информации, вернуть эффективность вашей работе? Будем разбираться.

Однозначный ответ

В науке редко возникают вопросы, на которые можно ответить точно. Чаще всего ответ будет зависеть от ситуации и специализации ученого. Кроме того, часто результат обладает рядом исключений. Особенно, если это касается нейропсихологии, в частности, изучения эффективности человека и его работы.

Продуктивно ли слушать музыку во время работы? Ученые до сих пор не могут ответить однозначно, хотя изучением этого вопроса занимаются уже длительное время.

Эксперимент

Ученые выяснили, что прослушивание сонат Моцарта перед умственной деятельностью способствует появлению пространственных рассуждений, при этом музыка Моцарта не делает людей умнее. Как на счет других композиторов или стилей?

Исследователи провели ряд экспериментов, однако результаты оказались неоднозначными. Ученые считают, что влияние музыки на работу мозга является сложным процессом. Оно не может быть определенно положительным или отрицательным, влияние зависит от типа работы, стиля музыки и личности человека.

Чтобы проверить эту гипотезу (о влиянии музыку на умственную деятельность), ученые провели эксперимент. Они собрали 142 студента и попросили их выполнить два задания: одно сложное и одно простое. В простом задании требовалось вычеркнуть из списка те слова, в которых была буква «а». В сложном требовалось изучить пары слов и после вспомнить их при опросе.

Добровольцы выполняли задания либо в тишине, либо прослушивая инструментальную музыку. При этом треки были либо простыми, либо сложными. В обоих треках присутствовали элементы, выполненные фортепиано, струнных и синтезатора, однако в сложном присутствовали также ударные и басы.

Специалисты заранее оценивали личность добровольцев. Ученым было важно понять степень внешней стимуляции каждого участника. Для этого добровольцам предложили заполнить анкету из 28 утверждений. Тематика утверждений была примерно такой: «мне требуется больше стимулов, чем другим людям, чтобы начать работать» или «меня редко волнует моя работа». Участники должны были самостоятельно указать, на сколько близко им определенное утверждение.

Итак, что заставляет людей работать лучше?

Влияние предпочтений на результат

-2

Результаты, по мнению специалистов, оказались нелогичными. По сути, исследователи обнаружили, что люди, которые предпочитают внешнюю стимуляцию (люди, проверяющие свои телефоны во время просмотра телевизора или фактически играющие на совещаниях), были менее способны справляться с работой под музыку.

По иронии судьбы, именно они больше всего этого хотели, но лучше всего справились со сложной задачей, когда работали в тишине. Их сверстники, которые предпочитали работать в тишине, лучше всего выполнили задания, когда играла музыка.

Результаты оказались аналогичными и для разных типов музыки. Те, кому были необходимы внешние стимулы (имеется в виду музыка), не стали играть ни лучше, ни хуже, прослушивая простую музыку. Добровольцам, которым было скучно, было труднее играть после включения «сложной» музыки.

Итоги эксперимента

Полученные результаты предполагают, что люди, которые нуждаются во внешней стимуляции, обладают огромным количеством внимания, которое могли бы уделить миру. Их внимание легко распадается или охватывает несколько сфер деятельности. И эти сферы как бы конкурируют между собой за внимание субъекта. Если доброволец будет находиться с задачей один на один изолированно, он сможет глубоко окунуться в ее суть.

Люди на другом конце спектра, тем временем, извлекали выгоду из отвлечения, так как этого было достаточно, чтобы удержать их ум от странствий.

Не то, чтобы люди, которые нуждаются во внешних стимулах, уникальны, поскольку могут разделять свое внимание на несколько сфер. Наоборот, многие люди могут извлекать выгоду из отвлечения на другие сферы.

По мнению специалистов, музыка способна облегчить выполнение простых задач, однако в некоторых случаях она способна настолько перегрузить ум субъекта, что тот не сможет справиться с самой простой задачей, поскольку будет отвлекаться на музыку.

Лица, которые намеренно ищут стимуляцию, подвержены более ранней перегрузке, поскольку они активно нуждаются в ощущениях, которые могли бы спровоцировать их на активные действия. Знаете, когда вы не можете работать, потому что ищете волшебный «пинок» или, наоборот, какой-то существенный стимул, который заставил бы вас работать быстро и эффективно. Перегрузка в данном случае отрицательно скажется на работоспособности и результате, однако поможет субъекту справиться со скукой.