Начнем с ответа на самый элементарный вопрос. Что такое трафик? Если речь идет о поисковом продвижении сайта, то трафик - это количество посетителей сайта в единицу времени. То есть тоже самое, что и посещаемость сайта.
Почему объемы трафика так важны? Потому что от них напрямую зависят объемы прибыли. Логика простая: чем больше посетителей на сайте, тем больше покупателей, а значит, больше денег. Конечно, схема утрированная, ведь на прибыль влияет не только трафик, но и, как минимум, конверсия сайта. Но каким бы продающим ни был сайт, без трафика его работа невозможна. :)
Сегодня будет статья общеинформационного характера, в ней мы постарались разобраться, какой именно бывает трафик и как изучить его вдоль и поперек, чтобы умело увеличивать от месяца к месяцу.
Виды трафика
Вообще в интернете много разных градаций по видам и типам трафика в зависимости от характеристик. Можно встретить понятия «черный и белый трафик», «мобильный и десктопный трафик», «платежеспособный трафик и нет» и другие.
Разберем одну из градаций трафика в зависимости от источника, за основу возьмем отчеты по источникам трафика из Яндекс.Метрики. Хотя Яндекс вместо многозначного слова «трафик» оперирует более простым «посещаемость сайта».
Итак, в зависимости от источника, трафик бывает:
1. Платный: то есть тот, за который мы платим. Он подразделяется на:
- Рекламный (от контекста, от таргета, от медийки, от троговой рекламы и т.д.). Подробная классификация рекламного трафика есть тут.
- Мотивированный. Сюда можно отнести все не совсем законные варианты. Есть системы, которые предлагают обмен трафиком, покупку трафика, т.е. своеобразные «накрутчики» трафика. И это не всегда целевой трафик, т.е. посетителей-то вы, может, и получите, а продажи не факт.
2. Поисковый: трафик, который приходит на сайт прямиком из поисковых систем (Яндекс, Google, Mail и др.) на основе введенных ключевых запросов. Чтобы получать такой трафик, необходимо постоянно работать над SEO-оптимизацией сайта.
3. Трафик со сторонних ресурсов: пользователи, пришедшие к вам с других сайтов. И тут несколько вариантов:
- Партнерские программы. Самый простой способ получить много трафика со сторонних ресурсов – сделать для своего сайта партнерскую программу и предлагать другим людям продавать ваши товары или услуги за небольшое вознаграждение с продажи. Чем больше людей будет участвовать в вашей партнерской программе, тем больше трафика удастся получить.
- Покупные ссылки. Купить, конечно, проще, но с этим активно борются поисковики, поэтому мы настоятельно не рекомендуем этот способ. Да и чаще всего переходов по купленной ссылке единицы, если вообще будут. Чаще всего ссылки покупают, чтобы было легче продвинуть сайт в органической выдаче и получить поисковый трафик.
- Естественные ссылки. Сервисы закладок, справочники организаций, каталоги фирм, форумы, блоги, социальные сети и другие сайты, где можно получить бесплатную естественную ссылку на свой сайт. Подробнее обо всех способах, как получить такую ссылку самостоятельно, мы писали в этой статье.
4. Email-рассылки и push-трафик: те, кто приходит к вам из рассылок на почту и по подписке на push-уведомления. Наша практика показывает, что рассылки с приглашением почитать новые статьи блога работают лучше, чем информирование о текущих акциях. Подумайте, может, есть смысл завести блог с полезными статьями.
5. Прямой трафик: пользователь попал на сайт, сразу вбив его адрес в поисковую строку. Кто-то может запомнить адрес вашего сайта или записать, либо сохранить страницу вашего сайта отдельным файлом на компьютер. Может быть, вы раздавали листовки или визитки, где указан адрес вашего сайта. Также такой вид трафика может давать оффлайн реклама (наружная, на телевидении, радио, в прессе и т.п.). Чем больше прямого трафика, тем популярнее ресурс.
Признаки качественного трафика
Понятно, что тащить на сайт всех пользователей интернета нет смысла, нужны лишь те, кто в перспективе станет клиентом, то есть качественный трафик. И у него есть особые отличительные черты:
1. Релевантность: это значит, что пользователи, идущие к вам на сайт, ищут то, что на вашем сайте действительно есть Вот продаете вы автошины, например, а весь ваш трафик – это автолюбители, ищущие автошины. Идеальная ситуация.
2. Соответствие ЦА: это значит, что пользователи, идущие к вам на сайт, принадлежат к вашей целевой аудитории. Вернемся к примеру с автошинами: допустим вы продаете автошины с расширенным вип-сервисом дорого, и ваш трафик сплошь составляют обеспеченные автолюбители, которые могут себе позволить такой продукт. Идеально? Да.
3. Рентабельность: это значит, что доходы от продаж по привлеченному трафику должны быть выше расходов на его привлечение. Логично.
Как анализировать трафик?
Посещаемость своего сайта можно посмотреть с помощью счетчиков Яндекс.Метрика, Google Analytics, LiveInternet или специальных сервисов-помощников. Давайте размеберм самое основное - Метрику и Analytics.
1. Как смотреть трафик через Яндекс.Метрику
Узнать, сколько посетителей у вашего сайта, можно с помощью «Стандартных отчетов» Яндекс.Метрики.
Яндекс.Метрика → Отчеты → Стандартные отчеты → Посещаемость:
Вот так выглядит Отчет «Посещаемость», который вы наверняка видели, если у вас есть Я.Метрика:
Когда смотрят на этот график, обычно возникает такой вопрос: чем визиты отличаются от посетителей? И что считать трафиком? Давайте разбираться.
Визит – действия одного посетителя на сайте до тайм-аута.
Допустим, человек пришел на ваш сайт, посмотрел пару страниц, потом пошел на кухню пить чай, через 35 минут вернулся и перешел на другую страницу сайта – метрика засчитает как 2 визита.
Тайм-аут визита (время ожидания, пока система будет считать бездействие пользователя одним визитом) указывается в настройках счетчика, по умолчанию задано 30 минут.
Т.е. если посетитель больше 30 минут будет бездействовать, визит посчитается оконченным. А если пользователь будет 3 часа изучать ваш сайт, делая перерывы не больше, чем на 30 минут, то визит будет засчитан как один.
Посетитель – условный пользователь, который попал на сайт в определенный промежуток времени. Считается уникальным, если обладает определенным набором неповторимых характеристик (ip-адрес, браузер, ОС, cookies и др.)
Т.е. в показателе «посетитель» объединяются все визиты одного и того же пользователя (если он сохранил cookies и вошел с того же браузера, пусть даже мобильного).
Допустим, пользователь на работе зашел на ваш сайт с браузера Chrome, установленного на ПК. А дома – уже с планшета с авторизованным пользователем в браузере Chrome. Получим 2 визита, 1 посетитель.
А если cookies на планшете почистить или зайти с другого браузера – то Метрика засчитает как 2 посетителя.
Казалось бы, что по умолчанию трафиком надо считать цифру, указанную в графе Посетители. Но лучше все-таки уточнять, о чем идет речь в каждом конкретном случае. И в случае, когда речь идет о посещениях сайта, рекомендую смотреть на визиты, а в случае, когда речь идет о конкретных людях – на Посетителей.
Будьте внимательны: и Визиты, и Посетители в разных источниках могут называть трафиком. Мы чаще всего под трафиком подразумеваем все-таки Визиты, т.к. эта цифра показывает в том числе, насколько хорош сам сайт (относится к поведенческим факторам).
Но вернемся к анализу трафика в зависимости от источников. Более глубоко анализировать трафик лучше всего с отчета «Источники, сводка»:
На графике видно, что по 3 августа на сайт шла реклама и давала неплохой трафик:
Эти графики удобно иллюстрируют, как меняется объем того или иного трафика. Например, вы запустили рекламу, а сайт в это время попал под санкции, и поисковый трафик просел.
Реклама будет компенсировать просадку поискового, но если не изучить трафик в зависимости от источников, то может показаться, что реклама не работает, т.к. что ДО запуска рекламы, что ПОСЛЕ общий объем трафика и заказов не изменился.
Поэтому, если вам кажется, что что-то не так, в первую очередь стоит посмотреть, как изменился трафик в зависимости от источника.
Если вывести эту же информацию в виде круговой диаграммы, то за выбранный отчетный период можно посмотреть процентное соотношение в зависимости от источника:
Ну а более подробно об анализе источников трафика на сайте с помощью Яндекс.Метрики читайте тут.
2. Как смотреть трафик через Google Analytics
Если вы продвинутый пользователь, то помимо Метрики Яндекса у вас, наверняка, стоит Google Analytics. Посещаемость там смотреть тоже довольно просто.
Заходим в раздел «Аудитория → Обзор Аудитории». По аналогии с Я.Метрикой можно посмотреть статистику по Пользователям или Сеансам (плюс предусмотрено много другого функционала, о котором в деталях тут и тут).
Заключение
Работа с трафиком всегда требует много сил и времени, ведь от этого зависит, как мы уже сказали, глобальный успех всего интернет-продвижения сайта.
О видах трафика и о том, как он анализируется, вы уже знаете. Возникает логичный вопрос: а где информация о том, из каких источников эти виды трафика брать? Подробно на него ответили вот в этой статье.
Остались вопросы? Смело задавайте их в комментариях, с удовольствием поможем разобраться, что к чему. :)