Найти тему
Good Avto

Джон Чун - история успеха: как дизайнер из Северной Кореи создал культовый американский автомобиль

Оглавление

Спорткар Shelby Mustang GT500 считается классикой американского автопрома. Это автомобиль, который надолго покорил всех любителей быстрой и стремительной езды. Не так давно журналистам попались ранее не публиковавшиеся наброски дизайна спорткара, сделанные Джоном Чуном. Это специалист из Северной Кореи, который и создал внешность этой удивительной машины. Дизайнер скончался в 2013 году, но успел рассказать о своем пути к успеху.

В тени

-2

Правда, популярным Джон Чун никогда не был. Зато его творения приобрели культовый статус. Они до сих пор высоко ценятся среди коллекционеров. Например, Shelby Mustang GT500 Super Snake, выпущенный в 1967 году, прошлой зимой был продан за 2,2 миллиона долларов.

Пожалуй, Джон Чун мог бы так и остаться неизвестен широкой публике, если бы не журналисты, которые нашли его уже в 2000-е годы и обстоятельно с ним побеседовали. В конце жизни кореец жил в небольшом городке Делано, расположенном в штате Миннеаполис. Владел небольшим семейным рестораном.

Стены заведения и сейчас покрыты его рисунками и фотографиями спроектированных спорткаров.

В оккупации

-3

Когда Чун родился в Корее, то страна была оккупирована японскими войсками. Это был 1928 год. После поражения захватчиков во Второй Мировой войне страна разделилась на две зоны. Юг стал американским, а север - корейским.

Город, в котором жили родители Чуна, оказался на севере. Его отец, который был инженером по образованию, чувствовал, к чему идет дело. Поэтому отправил сына учиться в Сеул, оставшийся на юге. Охраняемой границы между двумя зонами в то время еще не было.

После этого домой юноша сумел вернуться только раз. Причем сразу стало ясно, что в такой ситуации он рискует не вернуться в Сеул, поэтому той же ночью бежал.

Во время Корейской войны 1950 года Чун сражался на стороне южан. Когда боевые действия закончились, стало очевидно, что к семье он уже не вернется.

Эмиграция

-4

В 1957 году он принимает решение уехать в США. Сначала живет в Сакраменто, а затем - в Калифорнии.

Уже тогда преподаватели обратили на его способности. На одном из занятий по черчению ему удавалось с легкостью выполнять любые задания. По совету наставников он подал документы в Колледж искусства и дизайна.

Комиссия его приняла, только посмотрев портфолио. Правда, обучение было платным. Его стоимость составляла 350 долларов за семестр. Чуну пришлось устроиться на работу механиком.

До 16.00 он посещал занятия, а затем отрабатывал полноценную смену на заводе. Спустя 7 лет он стал первым корейцем, окончившим этот колледж.

В поисках работы

-5

Несмотря на диплом престижного учебного заведения, найти работу по специальности было непросто. Чуну уже было больше 30 лет, в автокорпорациях его считали старым для дизайнера.

На ярмарке вакансий его нанял главный инженер компании Shelby Фред Гуделл. В тот момент эта компания уже была известна гоночными "Кобрами" с мощными моторами. Теперь они получили заказ от Форда на особую версию купе Mustang. Чуну предстояло разработать дизайн будущего автомобиля.

Был арендован ангар в аэропорту Лос-Анджелеса, где шла разработка автомобиля. Очевидно, что кореец идеально подходил именно для этого. У него в активе было блестящее инженерное образование, полученное еще на родине, а к тому же опыт работы механиком. Поэтому он не обращал внимания на пустые фантазии, а занимался исключительно технологически удобными решениями. Он прекрасно себе представлял, как будет изготавливаться то, что он рисует.

Разработка дизайна

-6

Чун позже вспоминал, как к нему регулярно заглядывал Кэррол Шелби. Он всегда спрашивал, есть ли что-нибудь крутое. Посмотрев эскизы, забирал несколько наиболее понравившихся рисунков, обещая скоро принести их обратно. Но никогда этого не делал.

Дизайнер все переделывал, но раздражения и обиды никогда не выказывал. Даже спустя много лет о работе у Шелби вспоминал только с удовольствием. Ведь руководство принимало даже самые радикальные его идеи.

Ему категорически отказали только один раз, когда Чун предложил заниматься сразу и гоночными, и дорожными автомобилями.

Его первыми проектами стали Shelby Mustang GT350 и Shelby Mustang GT500, которые сошли с конвейера в 1967 году. Он же разрабатывал дизайн автомобилей 1968 и 1969 годов.

Эти "Мустанги" были оснащены мощными моторами, в некоторых моделях мощность достигала 335 лошадиных сил. Основные особенности, разработанные именно корейцем, это стеклопластиковый капот с прорезями, задний спойлер, напоминавший утиный хвост. Также были установлены воздухозаборники позади дверей на боковинах.

Кобра на эмблеме

-7

Именно Чун придумал эмблему Shelby, на которой была изображена кобра. Конечно, фигура атакующей змей, как и само название существовали с 1962 года, но кореец переосмыслил и полностью переделал логотип.

Например, он был убежден, что кобра, которая была на эмблеме до этого, не несет большой угрозы. Полгода он штудировал альбомы, энциклопедии и справочники, чтобы разобраться, как выглядит настоящая дикая атакующая змея.

То, что у него в результате вышло, хорошо знакомо любому знатоку американского автопрома. Это детальный и лаконичный рисунок, а поза змеи, на которой он остановился, действительно символизирует воплощенную угрозу.

Дальнейшая карьера

-8

Когда Чун закончил разрабатывать дизайн модельного ряда 1969 года, Форд расторг контракт с Шелби. После этого компания сократила производство, уволив большинство сотрудников.

Герою нашей статьи предложили перейти в подразделение Форда по дизайну, но он сделал выбор в пользу компании Chrysler. Здесь он разрабатывал внешний вид Plymouth Road Runner и Dodge Challenger. Еще через три года им заинтересовалась компания Tonka Toys, занимавшаяся производством игрушек. Им удалось его переманить.

-9

Фирма как раз наладила производство игрушечных автомобилей. Им требовался дизайнер, у которого был бы опыт работы в этой отрасли. Вместе с женой он переехал в Миннесоту. Серия популярных грузовиков Tonka - как раз его заслуга.

Затем он работал в сфере промышленного дизайна, например, трудился над дизайном пылесосов компании Whirlpool.

За консультациями к нему обращались представители компании Hyundai. К нему в Америку даже приезжал со-основатель фирмы Чон Се-Юн, рассказавший, что вскоре завод планирует наладить производство собственных автомобилей (ранее они собирали только "Форды").

За создание первого прототипа Чун попросил 5 миллионов долларов. Корейцы решили, что это слишком дорого. Дизайн их автомобилей в итоге разрабатывала итальянская компания. Дизайном они остались удовлетворены, но машина не соответствовала требованиям американского департамента транспорта. Поэтому продавать ее в Америке они не смогли.

В конце жизни

-10

Примечательно, что собственного "Мустанга" у Чуна никогда не было. В то время самый обычный "Мустанг" стоил 2 000 долларов, а Shelby, выпуском которых занимался дизайнер, были в два раза дороже. в то время позволить себе такую машину он просто не смог. А тем более представить, что когда-нибудь ее цена вырастет до четверти миллиона долларов.

В итоге в автомобильной промышленности кореец проработал сравнительно недолго. Поэтому его карьеру нельзя назвать слишком успешной. По сути, он создал дизайн только одного автомобиля (все остальное было доработками машин разных лет). Зато какого!

В 2013 году Джон Чун скончался в возрасте 84 лет от рака. Он воспитал троих детей, один из которых пошел по стопам отца, став дизайнером. Окончив тот же престижный колледж, он трудился в представительстве "Тойоты" в Калифорнии, а после в корпорации "Крайслер", разрабатывая дизайн ее джипов.

На надгробии героя нашей статьи выгравирована та самая кобра, которую он сделал эмблемой Shelby.