Спорткар Shelby Mustang GT500 считается классикой американского автопрома. Это автомобиль, который надолго покорил всех любителей быстрой и стремительной езды. Не так давно журналистам попались ранее не публиковавшиеся наброски дизайна спорткара, сделанные Джоном Чуном. Это специалист из Северной Кореи, который и создал внешность этой удивительной машины. Дизайнер скончался в 2013 году, но успел рассказать о своем пути к успеху.
В тени
Правда, популярным Джон Чун никогда не был. Зато его творения приобрели культовый статус. Они до сих пор высоко ценятся среди коллекционеров. Например, Shelby Mustang GT500 Super Snake, выпущенный в 1967 году, прошлой зимой был продан за 2,2 миллиона долларов.
Пожалуй, Джон Чун мог бы так и остаться неизвестен широкой публике, если бы не журналисты, которые нашли его уже в 2000-е годы и обстоятельно с ним побеседовали. В конце жизни кореец жил в небольшом городке Делано, расположенном в штате Миннеаполис. Владел небольшим семейным рестораном.
Стены заведения и сейчас покрыты его рисунками и фотографиями спроектированных спорткаров.
В оккупации
Когда Чун родился в Корее, то страна была оккупирована японскими войсками. Это был 1928 год. После поражения захватчиков во Второй Мировой войне страна разделилась на две зоны. Юг стал американским, а север - корейским.
Город, в котором жили родители Чуна, оказался на севере. Его отец, который был инженером по образованию, чувствовал, к чему идет дело. Поэтому отправил сына учиться в Сеул, оставшийся на юге. Охраняемой границы между двумя зонами в то время еще не было.
После этого домой юноша сумел вернуться только раз. Причем сразу стало ясно, что в такой ситуации он рискует не вернуться в Сеул, поэтому той же ночью бежал.
Во время Корейской войны 1950 года Чун сражался на стороне южан. Когда боевые действия закончились, стало очевидно, что к семье он уже не вернется.
Эмиграция
В 1957 году он принимает решение уехать в США. Сначала живет в Сакраменто, а затем - в Калифорнии.
Уже тогда преподаватели обратили на его способности. На одном из занятий по черчению ему удавалось с легкостью выполнять любые задания. По совету наставников он подал документы в Колледж искусства и дизайна.
Комиссия его приняла, только посмотрев портфолио. Правда, обучение было платным. Его стоимость составляла 350 долларов за семестр. Чуну пришлось устроиться на работу механиком.
До 16.00 он посещал занятия, а затем отрабатывал полноценную смену на заводе. Спустя 7 лет он стал первым корейцем, окончившим этот колледж.
В поисках работы
Несмотря на диплом престижного учебного заведения, найти работу по специальности было непросто. Чуну уже было больше 30 лет, в автокорпорациях его считали старым для дизайнера.
На ярмарке вакансий его нанял главный инженер компании Shelby Фред Гуделл. В тот момент эта компания уже была известна гоночными "Кобрами" с мощными моторами. Теперь они получили заказ от Форда на особую версию купе Mustang. Чуну предстояло разработать дизайн будущего автомобиля.
Был арендован ангар в аэропорту Лос-Анджелеса, где шла разработка автомобиля. Очевидно, что кореец идеально подходил именно для этого. У него в активе было блестящее инженерное образование, полученное еще на родине, а к тому же опыт работы механиком. Поэтому он не обращал внимания на пустые фантазии, а занимался исключительно технологически удобными решениями. Он прекрасно себе представлял, как будет изготавливаться то, что он рисует.
Разработка дизайна
Чун позже вспоминал, как к нему регулярно заглядывал Кэррол Шелби. Он всегда спрашивал, есть ли что-нибудь крутое. Посмотрев эскизы, забирал несколько наиболее понравившихся рисунков, обещая скоро принести их обратно. Но никогда этого не делал.
Дизайнер все переделывал, но раздражения и обиды никогда не выказывал. Даже спустя много лет о работе у Шелби вспоминал только с удовольствием. Ведь руководство принимало даже самые радикальные его идеи.
Ему категорически отказали только один раз, когда Чун предложил заниматься сразу и гоночными, и дорожными автомобилями.
Его первыми проектами стали Shelby Mustang GT350 и Shelby Mustang GT500, которые сошли с конвейера в 1967 году. Он же разрабатывал дизайн автомобилей 1968 и 1969 годов.
Эти "Мустанги" были оснащены мощными моторами, в некоторых моделях мощность достигала 335 лошадиных сил. Основные особенности, разработанные именно корейцем, это стеклопластиковый капот с прорезями, задний спойлер, напоминавший утиный хвост. Также были установлены воздухозаборники позади дверей на боковинах.
Кобра на эмблеме
Именно Чун придумал эмблему Shelby, на которой была изображена кобра. Конечно, фигура атакующей змей, как и само название существовали с 1962 года, но кореец переосмыслил и полностью переделал логотип.
Например, он был убежден, что кобра, которая была на эмблеме до этого, не несет большой угрозы. Полгода он штудировал альбомы, энциклопедии и справочники, чтобы разобраться, как выглядит настоящая дикая атакующая змея.
То, что у него в результате вышло, хорошо знакомо любому знатоку американского автопрома. Это детальный и лаконичный рисунок, а поза змеи, на которой он остановился, действительно символизирует воплощенную угрозу.
Дальнейшая карьера
Когда Чун закончил разрабатывать дизайн модельного ряда 1969 года, Форд расторг контракт с Шелби. После этого компания сократила производство, уволив большинство сотрудников.
Герою нашей статьи предложили перейти в подразделение Форда по дизайну, но он сделал выбор в пользу компании Chrysler. Здесь он разрабатывал внешний вид Plymouth Road Runner и Dodge Challenger. Еще через три года им заинтересовалась компания Tonka Toys, занимавшаяся производством игрушек. Им удалось его переманить.
Фирма как раз наладила производство игрушечных автомобилей. Им требовался дизайнер, у которого был бы опыт работы в этой отрасли. Вместе с женой он переехал в Миннесоту. Серия популярных грузовиков Tonka - как раз его заслуга.
Затем он работал в сфере промышленного дизайна, например, трудился над дизайном пылесосов компании Whirlpool.
За консультациями к нему обращались представители компании Hyundai. К нему в Америку даже приезжал со-основатель фирмы Чон Се-Юн, рассказавший, что вскоре завод планирует наладить производство собственных автомобилей (ранее они собирали только "Форды").
За создание первого прототипа Чун попросил 5 миллионов долларов. Корейцы решили, что это слишком дорого. Дизайн их автомобилей в итоге разрабатывала итальянская компания. Дизайном они остались удовлетворены, но машина не соответствовала требованиям американского департамента транспорта. Поэтому продавать ее в Америке они не смогли.
В конце жизни
Примечательно, что собственного "Мустанга" у Чуна никогда не было. В то время самый обычный "Мустанг" стоил 2 000 долларов, а Shelby, выпуском которых занимался дизайнер, были в два раза дороже. в то время позволить себе такую машину он просто не смог. А тем более представить, что когда-нибудь ее цена вырастет до четверти миллиона долларов.
В итоге в автомобильной промышленности кореец проработал сравнительно недолго. Поэтому его карьеру нельзя назвать слишком успешной. По сути, он создал дизайн только одного автомобиля (все остальное было доработками машин разных лет). Зато какого!
В 2013 году Джон Чун скончался в возрасте 84 лет от рака. Он воспитал троих детей, один из которых пошел по стопам отца, став дизайнером. Окончив тот же престижный колледж, он трудился в представительстве "Тойоты" в Калифорнии, а после в корпорации "Крайслер", разрабатывая дизайн ее джипов.
На надгробии героя нашей статьи выгравирована та самая кобра, которую он сделал эмблемой Shelby.