Найти тему
Зодчество

Как храм Христа Спасителя чуть не стал памятником масонам

По прошествии веков уже мало кому известно, что один из самых узнаваемых символов Москвы и самой Русской православной церкви — храм Христа Спасителя, если бы был построен по первоначальному проекту, то мог бы стать не иначе как завуалированным памятником самим масонам.

Но какое же отношение имеет масонство к одному из известнейших русских храмов и почему итоговый вариант совершенно отличается от первоначального, утвержденного самим Александром Первым?

Дореволюционная открытка с Большим Каменным мостом и храмом Христа Спасителя.
Дореволюционная открытка с Большим Каменным мостом и храмом Христа Спасителя.

Когда войска Наполеона отступили из Москвы, 25 декабря 1812 года император Александр I подписал манифест о намерении построить собор в честь Христа Спасителя в знак благодарности за спасение России от нависшей над ней гибели и в качестве мемориала жертвам русского народа.

На международный конкурс проекта храма свои работы прислали многие виднейшие архитекторы того времени, однако император, вопреки здравому смыслу, выбрал близкого к мистицизму Александра Лаврентьевича Витберга, который к тому же ранее совершенно не проявлял себя в качестве архитектора.

Архитектурный проект Витберга, активного деятеля петербургской масонской ложи, был одобрен императором в 1817 году.

Проект внезапно почувствовавшего в себе тягу к архитектуре Витберга был крайне необычен не только по стилю, но и небывалому размаху (храм должен был стать примерно в три раза большее построенного в итоге).

-2
Это был яркий неоклассический храм, полный масонского символизма.

Следует отметить, что символика масонов наиболее известна по «циркулю и наугольнику», однако в архитектурном плане «символическое масонство» нашедшее свое отражение во многих известных знаниях XVIII - XIX веков включает в себя великое множество символов, от столь известного «Всевидящего ока», до с виду совершенного безобидных «цветочных мотивов» (среди которых наиболее часто встречается изображение акации).

Пример символики масонов по «Шведском уставу», 1874 год.
Пример символики масонов по «Шведском уставу», 1874 год.

Больше 15 миллионов рублей выделенных из казны и ничуть не менее значительные пожертвования не способствовали быстрому строительству и в значительной степени были проросту разграблены.

Более того, строительные работы, начавшиеся на Воробьевых горах (самой высокой точке Москвы), вскоре вообще встали из-за неустойчивости почвы на выбранном участке.

Тем временем Александра I уже сменил на престоле его брат Николай I. Глубоко православный и патриотический, новый император не любил неоклассицизм и считал совершенно неприемлемыми масонские символы в проекте, утвержденном его предшественником.

Фрагмент витража с изображением «Всевидящего ока».
Фрагмент витража с изображением «Всевидящего ока».

Он поручил своему любимому архитектору Константину Андреевичу Тону (ставшему основоположником «русско-византийского стиля» православного зодчества) создать новый проект, взяв за образец Собор Святой Софии в Константинополе.

На строительство собора ушло много десятилетий и строительные леса были сняты только в 1860, однако результат превзошел даже самые смелые ожидания.

Фрагмент фотографии начала XX века.
Фрагмент фотографии начала XX века.

Храм Христа Спасителя стал не только памятником войнам, погибшим в войне с Наполеоном, но и одним из символов самой России.

Если Вам понравилась статья, ставьте «лайк» и присоединяйтесь к нашему каналу, чтобы не пропустить новые публикации.