Найти тему

Что для детей общего между запоминанием стихов и рок-н-роллом?

Закончились нервы, валерьянка и коньяк. Стихотворение выучили родители, бабушка, младший пятилетка, соседи со всех сторон и дворник, выбравший неудачное для уборки двора время. Даже в мурлыканьи кота вполне себе различимы пушкинские интонации.
Виновник торжества, замученный родителями и Пушкиным первоклашка, в стописятчетвертый раз начинает декламировать:

Мгновенье чудное я помню
Явилась ты передо мной.
Как виденье мимолетное
Как гений чистой красоты.

Папа выходит из квартиры за новой порцией коньяка и валерьянки, кот взвыл, у мамы дергается глаз, Пушкин ворочается.

Стандартные выводы из ситуации делятся на две большие группы:
1) Он над нами издевается (ребенок, не Пушкин).
2) У него плохая память (у ребенка, не у кота).

Ребенок получает заслуженное наказание и пять дополнительных стихотворений. «Чтобы память развивал».

При этом никто не замечает, что вне изучения стихов ребенок демонстрирует отличную память. Объяснения запоминает с первого раза, правила учит без страданий, прилично пересказывает и цепко запоминает все родительские обещания, особенно если родители обещали купить новый набор Лего.

Ах да, в издевательстве над родителями были замечены тоже крайне малое количество детей - абсолютно большинство любит родителей и покупаемое ими Лего, а не ответные издевательства в виде еще пяти стихов.

В чем же проблема?

Знакомьтесь: сукцессивные функции. Особая группа функций, которая отвечает за восприятие и обработку всех видов последовательностей. Ряды, рифмы, ритмы, перечисления – это всё про них, про сукцессивные.

1) Незрелость сукцессивных функций встречается чаще всех других дефицитов при избирательных нарушениях школьных навыков.

2) Нарушения сукцессивных функций могут встречаться изолированно. Это значит, что во всем остальном ребенок развивается соответственно возрасту, никаких других признаков нарушений не выявляет, а потому невозможность запомнить стихотворение воспринимается родителями как «он над нами издевается».

3) При этом дефицит сукцессивных функций встречается у большей части детей с теми или иными нарушениями речи. Именно поэтому дети, имевшие речевые проблемы любого типа, требуют пристального наблюдения.

4) Дефицит сукцессивных функций выражается также в сложности освоения ребенком дней недели, времен года, месяцев, последовательностей движений в танцах и т.п. В более позднем возрасте проблемы могут быть при решении задач вида «у второго землекопа лопата в три раза длиннее, а у третьего – в пять раз короче, чем у второго», при преобразовании алгебраических выражений, запоминании последовательности исторических событий и т.п.

5) Самый простой тест, который могут провести родители самостоятельно, - это повторение числовых или словарных рядов. Родитель произносит подряд 5-10 чисел или слов, а ребенок должен их повторить в том же порядке. Если ребенок вспоминает все слова, но повторяет их в неверном последовательности – проблема, скорее всего, не в памяти, а в развитии сукцессивных функций.

6) Моторный тест носит название «кулак-ребро-ладонь». Взрослый ставит руку в кулаке на стол, потом выпрямляет ее и ставит на ребро, а потом кладет на стол раскрытую ладонь. Ребенок выполняет задание одновременно со взрослым, а после – самостоятельно. Если ребенок старше 6 лет не может повторить 5-8 циклов без ошибок - речь может идти о нарушении функции.

7) Сензитивный(чувствительный) период развития сукцессивных функций – вопрос дискутабельный. Анализируя результаты исследований, можно сказать, что наиболее важным является период от года до трех лет, но сукцессивные функции начинают развиваться с рождения и продолжают до 6-7 лет и далее.

8) Сукцессивные функции прямым образом участвуют в формировании навыков чтения и письма.

Как развивать?

1) Купите ребенку матрешку! И пирамидку! В возрасте от года – это самые развивающие игрушки. Даже если ваш ребенок – гений, вместо азбуки и таблицы Менделеева купите ему матрешку и пирамидку побольше. За будущее восприятие периодической таблицы тоже отвечает сукцессивная функция.

2) Читайте ребенку стишки и потешки. Я верю в существование машины времени, потому что придумать «сороку-ворону» мог только человек, знакомый с принципами развития детского мозга и теорией сензитивных периодов. Повторение стихотворного текста под определенную последовательность движений – самый эффективный стимул для развития сукцессивных функций и моторных навыков. «Мишка косолапый», «по кочкам», «сидит белка на тележке» - гениальные произведения.

3) С детьми постарше (лет с пяти и вплоть до конца начальной школы) играйте в «ладошки». Классический порядок хлопков усложняйте и меняйте – каждое движение по два хлопка, по три; одной рукой – по два, а двумя руками – по три и т.д.

4) Классические игры на развитие сукцессивных функций – это повторение орнаментов, последовательностей и рядов при рисовании, игре в мозаику, нанизывании бусин на нитку и т.д.

5) Вязание спицами и крючком, вышивание крестиком, ткачество – отличные развивающие занятия для младших школьников и старших дошкольников.

6) Игра на музыкальных инструментах. Любых.

7) Танцы. Танцы. Танцы. Рок-н-ролл жив. И развивает сукцессивные функции. Очень хорошо развивает – проверено.