Найти тему

А ЕСЛИ ЗАВТРА ЭПИДЕМИЯ?

Недавно я побывала на 41-м Московском Международном кинофестивале, где в числе прочего посмотрела конкурсную картину Павла Костомарова «Эпидемия. Вонгозеро». В процессе просмотра постоянно мелькала мысль: такие фильмы снимать нельзя!

Очень страшное кино

Дело не в том, что фильм плохой. Напротив, он снят слишком хорошо. Настолько хорошо, что веришь: все, что происходит на экране, может воплотиться в реальности!

Кстати, здесь сыграло целое созвездие замечательных популярных актеров: Кирилл Кяро, Виктория Исакова, Марьяна Спивак, Александр Робак, Юрий Кузнецов, Эльдар Калимулин… Играют все очень естественно и убедительно, как будто мы наблюдаем самых обычных людей в обычной жизни.

Сюжет картины, снятой по мотивам романа Яны Вагнер «Вонгозеро», в общем-то не нов. В Москве (и как выясняется потом, по всему земному шару) начинается эпидемия смертоносного вируса. Чем-то похоже на роман Стивена Кинга «Армагеддон», даже описания симптомов болезни. Вроде бы это грипп, но какой-то нетипичный…

Грипп – это смертельно!

Считается, что грипп – это как бы и не страшно. Хотя ежегодно от него умирают люди. Не в очень большом количестве, но умирают. От гриппа когда-то умер, к примеру, мой родной дядя по отцу. Ему даже не исполнилось 27 лет. Я его никогда не видела, только на фотографиях.

В начале прошлого столетия людей по всему миру косила так называемая «испанка». Это была единственная, пандемия гриппа за всю историю человечества. С 1918 по 1919 год испанским гриппом (так его назвали, потому что он начался в Испании, а далее распространился по всему миру) переболело 550 миллионов человек. Это была почти треть населения планеты. Из них умерло, по разным подсчетам, от 50 до 100 миллионов. Эпидемия унесла больше жертв, чем Первая мировая война. Некоторые умирали уже на следующий день после заражения, так как страшный вирус быстро разрушал ткани организма.

До сих пор неизвестны точные причины столь масштабной заболеваемости. Пандемия продолжалась примерно полтора года и, собрав свой смертоносный урожай, утихла. Больше она никогда не повторялась. Но ведь пока прошло всего сто лет!

Когда мир становится опасным

Итак, вернемся к героям фильма «Эпидемия. Вонгозеро». Чтобы спастись от вируса, Сергей с гражданской женой Анной, его отец и сын Анны от первого брака решают уехать на некий необитаемый остров в Карелии, где у отца Сергея есть охотничий домик. Но им приходится взять с собой бывшую жену Сергея Ирину и их общего сына Антона, а также семью соседей. Между тем в мире, охваченном эпидемией, больше нет никакого порядка и закона, в нем бесчинствуют мародеры, которые грабят, насилуют и убивают в борьбе за ресурсы… Больше нигде нельзя почувствовать себя в безопасности, никому нельзя доверять… Кроме того, и между самими героями очень непростые отношения. Они не супермены, а простые люди со своими слабостями и недостатками, интеллигенты, совершенно неподготовленные к трудностям…

Мы почти не видим зараженных, не видим последствий эпидемии. Но мы понимаем, что это действительно может случиться, и не с кем-то, а именно с нами: мир изменится, и тогда нам придется спасать и защищать себя и своих близких, даже если мы не умеем этого делать. Главный посыл картины - в любой, даже самой безвыходной ситуации, можно сделать выбор: жить по законам волчьей стаи или остаться человеком…

Лучше не прогнозировать!

Я не поленилась прочесть книгу Яны Вагнер «Вонгозеро». А также ее продолжение – «Живые люди». Надо сказать, в этих романах все еще страшнее и печальнее, чем в фильме. Потому что показано, как люди пытаются существовать на грани физического выживания, испытывая постоянный страх и психологический дискомфорт. И показано все это очень подробно, детально и эмоционально. Конец не слишком счастливый, хотя и оставляет некоторую надежду.

Кстати, по сюжету фильма герои гибнут, не доехав до места назначения, хотя в книге Яны Вагнер они благополучно туда добираются. Под конец второй книги, впрочем, в живых остаются только две женщины и дети… Вообще смерть тут кажется более реальным финалом, чем чудесное спасение.

И все-таки лучше не прогнозировать такие вещи. Тем более на высокохудожественном уровне. Потому что любая информация обладает свойством материализовываться. Особенно если она правдоподобна и обладает мощным эмоциональным посылом. Да, врага нужно знать в лицо. Но иногда лучше его не знать…

ИРИНА ШЛИОНСКАЯ