Есть основные догмы, принятые церковью, когда где и как она появилась и завоевала умы. И все официальные источники следуют этому направлению. В то же время по косвенным источникам можно увидеть другую картину.
https://www.litres.ru/irina-nikolaevna-kas/ukorenivshiesya-eresi-aleksandriyskoy-bogoslovskoy-sh/
Принятое на Руси христианство в 988 году, при крещёнии Владимиром Руси, официально было взято из Византия. Но уже в 824 году в буллах папы римского есть упоминание об наличии на Руси таких церквей как Руской, Славянской и Болгарской.
Именно они ставились под запрет папой. К тому же есть упоминание об официальном крещении Руси при патриархе Фотии в 867 г . Что же это за церкви? И чем они отличались от официальной поздней Русской Православной церкви?
Принятое на Руси христианство в 988 году, при крещёнии Владимиром Руси, официально было взято из Византия. Но уже в 824 году в буллах папы римского есть упоминание об наличии на Руси таких церквей как Руской, Славянской и Болгарской. Именно они ставились под запрет папой. К тому же есть упоминание об официальном крещении Руси при патриархе Фотии в 867 г . Что же это за церкви? И чем они отличались от официальной поздней Русской Православной церкви?
Что мы вообще знаем о ранних верованиях Руси? Кроме ссылок по языческой религии написанной католическими монахами – источников нет. В то же время есть писания ранних иерархов церкви где они говорят о своих религиозных взглядах.
Так митрополит Ларион (Иларион) придерживался взглядов пресвитера Ария, на христианства. Именно его перу принадлежат “Слово о законе и благодати”, где он рассматривает церковь как один из столпов для единодержавия и возвышения великокняжьей власти. Им же рассматривается и разрабатывается арианское учение для Руси, где признаётся, что каждый христианин за свою праведную жизнь может стать сыном и причастником Бога.
И сам Иисус стал сыном бога за свои деяния, чего не смогли добиться ни Пётр ни Павел, будучи менее праведными. Кроме того именно Илариону принадлежала мысль, что Господь за праведность усыновляет, и тем самым делает своими детьми, равными Иисусу всех достойных христиан: и если Господь среди такого ничтожного народа (иудеев) нашёл одного достойного, то мы (русские) все дети божьи. Любой христьянин может стать сыном и причастником бога, т.е. сравниться с Иисусом. Учение заключало в себе освобождение от всякого гнёта, в том числе и религиозного. Это учение было о справедливости истины, а не закона, под которым были порабощены иудеи. И о торжестве благодати нисходящей на христиан-ариан. Именно данная теология господствовала на Руси во времена Ярослава Мудрого.
В книжной среде пользовалось популярностью учение Оригена.
Борьба Света с Тьмой в период раннего христианства завладевала умами. Стать воинством Божьим, идти по Логосу (Слову Божьему) хотели не только церковные иерархи но и многие дружинники. Это послужило основой для мистичности русской православной церкви. Именно к данной тенденции относится почитание Софии и строительство храмов Софии.
О вероучении, данном Македонием, на Руси известном под названием духоборцев, можно говорить много. Но достаточно сказать что весь север Руси был им одержим, и само учение просуществовало вплоть до никоновских церковных реформ и перешло в разряд старообрядчества.
Кроме ранних христианских тенденций на Руси долгое время существовали волхвы, уживавшиеся с ранними христианами александрийского толка.
Оставалось почитание Богини Сва с которыми ранние христиане нашли общий язык.
читайте https://www.litres.ru/irina-nikolaevna-kas/ukorenivshiesya-eresi-aleksandriyskoy-bogoslovskoy-sh/