11 августа 1944 года, Польша. Командир танковой бригады полковник Архипов вызывает командира танка Александра Оськина и ставит ему задачу прикрыть дорогу ведущую местечко Сташув...
...Получив приказ о переходе к обороне, командир 53-й гвардейской бригады полковник Василий Архипов не мог скрыть от подчинённых своего разочарования. В первых числах августа, танки 6-го корпуса были на подступах к Кракову. Польская земля под танком Архипова была самой западной точкой Европы, освобождённой Красной Армией. Но приказ есть приказ. Задача не допустить противника к переправам, имела высший приоритет.
Два батальона Архипова, у которых на ходу сохранилось всего восемь тридцатьчетвёрок, перекрыли дорогу Оглендув — Сташув. Ровная местность не имела естественных преград. Песчаный грунт не позволил вкопать технику, песок моментально обваливался в яму. Архипов приказал расставить танки и самоходки под защитой невысоких песчаных дюн, маскировать их стогами сена.
Трагический опыт битвы на Курской дуге ускорил переход на средние танки с более мощным 85-мм орудием. Однако, в 6-м гвардейском корпусе преобладали старые тридцатьчетвёрки с орудием калибра 76-мм.
В распоряжении Архипова был лишь один новейший танк Т-34-85 под командованием младшего лейтенанта Оськина.
Крупная бронетехника вермахта вооружалась 88-мм пушками с большой длиной ствола. У «Королевского тигра», «Элефанта» и «Ягдпантеры» она превышала 6 метров. Высокая начальная скорость снаряда, скорострельность, бронепробиваемость — делали встречу с тяжелыми панцерами и самоходными орудиями смертельно опасными.
Командование передало на усиление линии обороны у Сташува два полка самоходной артиллерии, а также два полка буксируемых полевых орудий. Дорогу Оглендув — Сташув перекрыли два танковых батальона 53-й бригады полковника Архипова. От прочности обороны зависела судьба плацдарма и всего фронта.
Накануне боя у расположения бригады была уничтожена немецкая разведгруппа. Взятый в плен фельдфебель сообщил настолько важные сведения, что Архипов немедленно собрал офицеров бригады. Со слов пленного, утром тяжёлые танки совершат прорыв к Барануву.
Немцы рассчитывают встретить противника на окраине Сташува, но не ожидают нападения западнее ближе к селу Оглендув. Значит там нужно приготовить сюрприз. Младший лейтенант Александр Оськин получил самое ответственное и пожалуй самое опасное задание, занять позицию у выезда из лощины. Его тридцатьчетверка откроет огонь первой. Заставит немецкие танки повернуть. Танки и противотанковые орудия ударят немцам в борт.
Архипов приказал молодому офицеру:
Когда в эфире прозвучит условный код 307-305 и вся бригада вступит в бой, немедленно уходить. Как только тридцатьчетвёрка обнаружит свое присутствие вблизи тяжелых танков, она станет легкой добычей
К утру со стороны Оглендува донёсся низкий рокот прогреваемых моторов. Наконец, из предрассветного тумана выплыли темные тени.
Архипов стоял на башне свои тридцатьчетвёрки, сжимая бинокль. «Тигр» медленно выкатился из тумана. В сумраке он казался до невозможности огромным. Архипов представил ощущение Оськина. Если парень сорвется, выстрелит раньше времени — тяжелых потерь не миновать.
Как только головной «тигр» поравнялся с засадой, прогремела пушка тридцатьчетвёрки Оськина. Издалека казалось, что по тяжелому танку выстрелил стог. Повторный выстрел поджёг немецкий танк.
Архипов тиснул тангенту рации и проорал в эфир:
Триста семь-триста пять!
По немецкой колонне ударили десятки стволов.
Комбриг увидел, что отчаянный младший лейтенант и не подумал уводить свой танк из самого пекла боя. 85-мм пушка продолжала бить в упор. Командирский Т-34 присоединился к уничтожению врага.
Панцеры оказались под перекрестным огнем. 76-мм и 85-мм снаряды давали рикошеты, срывали циммеритовое покрытие, жестокие удары оглушали экипажи. От множество попаданий, броня покрывалась сколами и трещинами. Вспыхнул второй тяжелый танк. Командир группы решил не испытывать судьбу и скомандовал отступление. «Королевские тигры» попятились, буксуя на мягком песчаном грунте. Когда третья тяжелая машина получила пробитие борта, моторный отсек охватил пожар. В рассветном сумраке пламя над пятнистой бронёй полыхало особенно ярко.
Участникам боя хотелось занести на свой счет, хотя бы одного уничтоженного монстра. Каждый экипаж стрелял и попадал. Архипов тоже был уверен в своей меткости, но все три «тигра» он записал Оськину. Младший лейтенант рисковал больше других и находился гораздо ближе к немецким танкам. Его тридцатьчетвёрка, вне всяких сомнений, уничтожила первого тяжелого панцера. Борта других были также пробиты снарядами калибра 85-мм.
Всего на Сандомирском рубеже, немцы списали в безвозвратные потери 22 «Королевских тигра». Остальные были эвакуированы в тыл, подбитые или нуждающиеся в ремонте. В решающих схватках с 12-го по 14-е августа, ни один из советских танков не был уничтожен огнем их орудий. Неудачный дебют «Королевских тигров» на востоке, похоронил надежды на перелом хода войны с помощью новейшей техники...
⭐⭐⭐
ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ЛАЙК И РЕПОСТ БУДУТ ЛУЧШЕЙ БЛАГОДАРНОСТЬЮ