«Малыш, я хочу поговорить сейчас по телефону, а ты пока веди себя тихо. Может, я тебе мультик поставлю?» - говорю я сыну. И ловлю себя на мысли, что подкупаю ребенка. А недавно в обмен на сладости сын согласился на осмотр врача. Казалось бы – мелочь, но стоит приглядеться, чтобы увидеть в жизни множество таких моментов, помогающих добиться послушания детей.
Знакомая подкупает украшениями дочкину готовность продолжать заниматься музыкой. У девочки отличные способности, ее хвалят педагоги, но сама она дни считает, когда же забросит скрипку в дальний угол и вычеркнет из своей жизни музыкальную школу.
Мне знакомы и семьи, где молчание ребенка обменивается на телефоны, айпады и прочие технические новинки – и дети становятся сообщниками в тайне родителей. Если в первых случаях дети учатся манипулировать родителями, то в последнем они выносят во взрослую жизнь гигантский груз ответственности и вины. Моя подруга долго не могла простить себя, что более десяти лет с выгодой молчала об изменах мамы: отец посвятил жизнь семье, а когда заболел, то получил удар в спину – жена именно в этот момент решилась уйти к здоровому и сильному любовнику.
Уступки и материальные поощрения как способ манипуляции ребенком весьма распространены, родители прибегают к ним часто, даже не осознавая собственных действий. Но действительно ли так опасны мелкие подкупы ребенка, как принято считать? Конечно, ребенок, привыкнув к родительской стимуляции подарками, довольно быстро начинает ожидать вознаграждения за любой свой поступок, обесценивается понятие личной ответственности. А откупы, что следуют за виной родителей, и вовсе способны перевести понятие любви на коммерческие «рельсы»: подарок или уступка, преподнесенные как компенсация недостаточного внимания, учат детей находить материальный эквивалент любви и заботы. К тому же, метод материальных поощрений эффективен лишь в начале его применения, пока ребенок не увидел возможность перейти в нем с ведомой роли на ведущую, хотя бы через истерики, а далее ему открывается простой способ управлять родителями.
Но один из наиболее значительных плюсов метода материального подкрепления в воспитании состоит в том, что ребенок учится расставлять приоритеты, учится договариваться и рассматривать условия «игры», принимая их или отвергая. Родителям всего лишь нужно знать меру и не злоупотреблять подарками, заменяя ими всю систему воспитания. Дети учатся бережному отношению к деньгам, они узнают им цену. Не стоит забывать и о том, что не всем детям легко понять, зачем им развивать те свои способности, интерес к которым у них не стабилен. Дети живут здесь и сейчас, не всегда задумываются о будущем – в развитии им необходима и родительская воля
Предлагая ребенку получить выгоду от своего примерного поведения, нужно придерживаться несложных правил:
- Четко определять условия. За вполне конкретное действие вы гарантируете ребенку вполне определенное поощрение.
- Задать временные рамки. Например, сейчас необходимо быстро убрать игрушки по местам. За что ребенок получит нечто особенное. Подчеркнуть, что подобный обмен продиктован сегодняшней ситуацией, и завтра ему предстоит убирать в соответствии с привычным порядком.
- Использовать материальные поощрения в редких случаях и тогда, когда предполагаются какие-либо особые усилия ребенка.
- Поощрение должно быть за хорошее поведение и не являться причиной прекращения плохого. Так как формулировка «не будешь дразниться – дам конфету» будет лишь стимулировать ребенка чаще создавать условия для подобного обмена.
- Донести о ребенка, что награда – это дополнительное поощрение за его хорошее поведение, но она не единственная причина такового.
- Быть с ребенком честными, открыто разговаривая о материальном поощрении. Объяснять ребенку, что его поведение – его ответственность, на которую надеются родители, а маленькие подарки как одноразовые дополнительные условия сотрудничества.
Дети растут, развиваются, а задача родителей – помочь им адаптироваться в обществе. Простой и непривлекательный, на первый взгляд, метод материального поощрения ребенка или «подкупа» может помочь научить малыша взаимодействовать с другими людьми, на мелочах определять свои приоритеты и цели. Далеко не всегда опасно то, что таковым кажется, нужно всего лишь соблюдать баланс и учитывать индивидуальные особенности своего ребенка.
Автор статьи: Максютова Илюза