Алена Енова, совладелица «Тайга Hostel&Hotel», УК HotelKit и системы управления отелями Hotelinstinct, начинала гостиничный бизнес, будучи студенткой, — со сдачи в аренду одного номера. А теперь ее отель ежегодно принимает более 6 тысяч гостей.
Свой первый предпринимательский опыт супруги Алена и Максим Еновы получили в студенческие годы. В 2011 году они решили открыть собственный хостел «Тайга Hostel&Hotel», который теперь ежегодно принимает более 6 тысяч гостей. Еще пять гостиниц работают под управлением принадлежащей предпринимателям компании HotelKit. А в конце 2018 года Алена Енова и бизнесмен Андрей Агеенко разработали облачную систему управления отелями, хостелами и апартаментами Hotelinstinct, которой сейчас пользуются десятки малых средств размещения по всей России, СНГ и Европе. Суммарный оборот всех предприятий Алены Еновой составляет 44 млн рублей в год. Маржинальность бизнеса — 20-25%.
Начало в «Тайге»
В 2011 году Алена и Максим Еновы арендовали помещение в особняке Петра Мошкова — гоф-интенданта Петра I на Дворцовой набережной, 20: здесь в 2011-2017 годах располагалось креативное пространство «Тайга».
Еновы собственноручно делали там ремонт, а потом, сдавая помещения в аренду гостям, сами выполняли работу гостиничного персонала, на найм которого у них тогда не было денег. Средства для этого заработали позже.
«Тогда мы решили, что терять нам особенно нечего — ведь нам всего по 20 лет, нет никаких накоплений, связей, опыта — но попробовать стоит. Мы слышали что-то об ИП и о том, что нужно платить налоги, но ничего про это не знали, — вспоминает Алена Енова. — На дрожащих ногах мы шли в налоговую, задавали инспекторам глупые вопросы и видели их разъяренные глаза».
Предприниматели начали с оснащения одной комнаты и общественных зон на 300 тысяч рублей. Комнату сдавали гостям, пока делали следующие номера, и постепенно увеличили хостел до пяти номеров. Все необходимое пара приобретала в ИКЕА, винтаж — на барахолках. В сумме они потратили на развитие предприятия около 1 млн рублей. Хостел окупился за год.
Бизнес вопреки
Успех воодушевил предпринимателей испытать силы в сфере общепита. В 2013 году они открыли кофейню, которая по ночам становилась площадкой клуба для игры в мафию. Это позволяло обеспечить заведению круглосуточную загрузку, а выезды новоиспеченной компании на корпоративы и тимбилдинги приносили дополнительный доход.
Однако вскоре предприниматели отказались от мысли одновременно курировать три направления, поскольку это отнимало слишком много сил, и посвятили себя полностью гостиничному бизнесу. Тогда же хостел «Тайга» переехал с Дворцовой набережной на Загородный проспект, где занял помещение площадью 200 м2 (он рассчитан на 28 мест).
«Несмотря на то что в 2011 году мы только начинали разбираться в этой сфере, сразу стало понятно, что долго сидеть в креативном пространстве нельзя. Краткосрочная субаренда — это мина замедленного действия, в любой момент арендодатель может изменить условия аренды или не продлить договор, — объясняет Алена Енова. — Поэтому мы купили и расселили коммунальную квартиру, сделали ремонт. Несколько семей получили собственное жилье, о котором мечтали всю свою жизнь». В этом обновленном помещении в 2014 году и открылась «Тайга».
Предприниматели не ограничились одним хостелом и открыли второй под названием Mozaika, который работает на Лиговском проспекте. По словам Алены Еновой, этот проект с огромной гостиной был ориентирован на молодую аудиторию тусовщиков, в отличие от семейной и тихой «Тайги».
«Каждый предпринимательский шаг был сопряжен с какими-то трудностями. Не было ни одного хостела или отеля, с которым было бы все просто. Нам срывали сделки по аренде помещений риелторы, нам приходилось согласовывать масштабные перепланировки, создавать большие проекты, в которых нужно было разбираться до мельчайших моментов. Начать разбираться во всем возможно, только пройдя самостоятельно весь этот путь, — рассказывает Алена. — Но предпринимательский образ жизни — не для слабохарактерных людей. Всего 4% предпринимателей сохраняют свой бизнес в первый год работы, постоянно падая лицом об асфальт и поднимаясь снова и снова, идя к своей цели вопреки».
Хостелы уходят в облака
В 2013 году к Еновым начали обращаться владельцы мини-отелей и других хостелов с предложением взять их средства размещения в управление. Так появилась компания HotelKit (ИП), которая помогает желающим открыть проект с нуля, а действующим хостельерам и отельерам — оптимизировать бизнес-процессы. Для каждого объекта, который Алена Енова берет в управление, регистрируется отдельное юрлицо.
«Мы не берем под свое крыло все объекты подряд. Бывали случаи, когда в числе клиентов попадались «братки» из 1990-х, и мы понимали, что никаких денег это общение не стоит», — рассказывает Алена Енова.
Предприниматели не берут под управление больше восьми объектов одновременно, сейчас они руководят пятью — и это все разные по формату проекту. В их числе как небольшие средства размещения, так и крупные гостиницы, апарт-отели и пр.
Ключевым каналом продвижения стало сарафанное радио от клиентов.
«Управление не приносит много денег, это не основное направление в нашей компании, скорее это репутационная история — не все готовы брать ответственность за чужие объекты. А еще это помогает нам, действующим практикам гостиничной индустрии, получать информацию по рынку», — говорит Алена Енова.
В 2017 году совладелица «Тайги» и предприниматель Андрей Агеенко начали развивать еще одно направление — облачное IT-решение для управления отелями, хостелами и апартаментами под названием Hotelinstinct. Эта система минимизирует рутинные операционные задачи, например, помогает видеть всю загрузку номерного фонда, следить за персоналом, автоматически формирует отчеты, синхронизирует онлайн-каналы продаж и многое другое.
В конце 2018 года стартап с изначальными вложениями в 5 млн рублей уже начал обрастать первыми клиентами. Сейчас общее количество пользователей измеряется десятками, а средний чек за месяц использования системы — 2,8 тысячи рублей.
Борьба за выживание
Параллельно Алена Енова занимается общественной деятельностью — ведет переговоры с чиновниками от лица бизнес-сообщества отельеров, обсуждая наболевшие темы. Главной из них стало принятие закона о запрете размещения гостиниц в жилых домах с 1 октября 2019 года. В домах находится около 80% петербургских малых средств размещения. Подпадающие под этот закон объекты придется либо закрыть, либо вывести в серую зону. Делать этого владельцы гостиниц не хотят, ведь за возможность легально работать, пополняя казну налогами (в Петербурге ежегодно они перечисляют 1,5 млрд рублей) они заплатили серьезные деньги. Это затраты и на приобретение недвижимости, и на расселение коммунальных квартир для размещения отелей, и на прохождение обязательной классификации объектов.
- По данным Гильдии малых средств размещения, в жилом и нежилом фонде Петербурга работают 3523 апартаментов, 281 хостел, 641 отель «без звезд», 137 гостевых домов и другие средства размещения.
Владельцы мини-отелей и других средств размещения в жилом фонде оказались в западне, считает она. Те, кто покупал квартиры под хостел, судорожно пытаются их продать, но такие объекты никому не интересны, как и готовый гостиничный бизнес в жилом фонде. Другие пытаются перевести помещения из жилого в нежилой фонд, но на это уходит по 9 месяцев, а то и больше — к октябрю точно не успеть.
Кроме того, по новому закону отелю нужен отдельный вход — в большинстве случаев это невыполнимое условие.
Недавно Енова обсуждала эту проблему с представителями комитета имущественных отношений, полномочным представителем президента в СЗФО и пр.
«Власти города обещают поддержать хостельеров и отельеров, поэтому мы пока надеемся — все-таки октябрь еще не наступил», — говорит Алена Енова.
Будьте в курсе главных новостей петербургского бизнеса — подписывайтесь на наш канал в Telegram