Найти тему
Краткая история

Как экипаж советских пилотов посадил авиалайнер ТУ-124 на Неву

Подвиг экипажа авиалайнера был засекречен долгих тридцать лет.

Прерванный полет

Авиалайнер садится на воду Невы
Авиалайнер садится на воду Невы

Авиалайнер ТУ-124 рейс Таллин – Москва вылетел точно по расписанию с шестьюдесятью пассажирами на борту 21 августа 1963 года. Уже в воздухе экипаж понял, что приземлиться лайнер не сможет, так как при взлете повредилась правая стойка шасси.

Первый пилот Виктор Мостовой доложил о чрезвычайной ситуации в специальные службы «Аэрофлота». Из Москвы поступила команда – находиться в зоне аэропорта Таллина и выжигать топливо, а неисправную стойку попробовать отремонтировать. Беда не приходит одна. Погода в Таллине резко начала портиться, и на борт лайнера поступила команда лететь в Ленинград.

ТУ-124
ТУ-124

В диспетчерской аэропорта Пулково собралось совещание, решали, как сажать самолет, на полосу или на мягкий грунт. Тем временем самолет уже над Ленинградом выжигал топливо.

На четвертом круге неожиданно глохнет один двигатель и командир экипажа Виктор Мостовой направляет лайнер к аэропорту. Через десять минут глохнет второй двигатель, и самолет, как гигантская птица, начал стремительное планирование над оживленным городом.

Экипаж молчал, эфир молчал. Все замерли в ожидании самого страшного. Только пилоты искали глазами свободное пространство в городе, чтобы посадить лайнер с наименьшими жертвами. В баках датчики показывали остаток топлива 2,5 тонны.

Мягкая посадка

И вдруг им открылась Нева, пилоты переглянулись. Второй пилот, Василий Чеченев, кивнул головой и Виктор Мостовой направил самолет на фарватер Невы.

Маршрут самолета по Неве
Маршрут самолета по Неве

Скорость была огромной, и пилотам приходилось несколько раз плюхаться на воду и поднимать лайнер над водой, гася скорость. Уже почти погасив скорость, как впереди показался буксир с огромным плотом из бревен. С неимоверными трудностями пилотам удалось поднять лайнер и избежать катастрофы. Последний раз самолет плюхнулся в воду и проглиссировав несколько десятков метров, остановился в 30 метрах от опор железнодорожного моста.

Лайнер на Неве
Лайнер на Неве

Изумленные и испуганные пассажиры смотрели широко открытыми глазами на спокойную гладь Невы через иллюминаторы самолета.

Но на этом история не кончилась. Капитан буксира, быстро отцепив плот, подплыл к лайнеру. При развороте буксир задел лайнер и разбил боковое стекло в кабине пилотов. Через этот проем он подал трос пилотам. За трос буксир подтащил лайнер к плоту.

Пассажиры эвакуировались на плот, даже не замочив ноги. Благодаря геройскому поступку и опытности пилотов, в этой аварии не пострадал ни один человек.

Спасенные пассажиры
Спасенные пассажиры

Разборки полета

Самолет затонул после эвакуации пассажиров через пятнадцать минут у самого берега.

При разборе полета, комиссия обвинила пилотов в не профессиональности в экстренной ситуации. Ведь надо было сделать кого-то виноватым. Но когда подняли самолет, то выяснилось, что топливные баки пустые. Датчик топлива показывал неправильно на 2,5 тонны. Получается, что этот самолет долгое время летал с большим дефицитом топлива, может быть с самого начала эксплуатации. За пилотов заступился конструктор самолета Туполев, и еще помогло коллективное письмо пассажиров, которым пилоты спасли жизнь.

Героический экипаж. Слева на право : бортинженер В.Смирнов, штурман В.Царев, радист И.Баремин, командир В.Мостовой, второй пилот В.Чеченев
Героический экипаж. Слева на право : бортинженер В.Смирнов, штурман В.Царев, радист И.Баремин, командир В.Мостовой, второй пилот В.Чеченев

Власти все же признали этот героический поступок подвигом и даже наградили пилотов квартирами. А вот само происшествие постарались засекретить. Но пока лайнер глиссировал по воде Невы, его смогли заснять фотографы любители.

Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.

Если вам понравилась публикация - не забудьте:

- нажать "палец вверх";

- подписаться на канал;

- оставить комментарии