Подвиг экипажа авиалайнера был засекречен долгих тридцать лет.
Прерванный полет
Авиалайнер ТУ-124 рейс Таллин – Москва вылетел точно по расписанию с шестьюдесятью пассажирами на борту 21 августа 1963 года. Уже в воздухе экипаж понял, что приземлиться лайнер не сможет, так как при взлете повредилась правая стойка шасси.
Первый пилот Виктор Мостовой доложил о чрезвычайной ситуации в специальные службы «Аэрофлота». Из Москвы поступила команда – находиться в зоне аэропорта Таллина и выжигать топливо, а неисправную стойку попробовать отремонтировать. Беда не приходит одна. Погода в Таллине резко начала портиться, и на борт лайнера поступила команда лететь в Ленинград.
В диспетчерской аэропорта Пулково собралось совещание, решали, как сажать самолет, на полосу или на мягкий грунт. Тем временем самолет уже над Ленинградом выжигал топливо.
На четвертом круге неожиданно глохнет один двигатель и командир экипажа Виктор Мостовой направляет лайнер к аэропорту. Через десять минут глохнет второй двигатель, и самолет, как гигантская птица, начал стремительное планирование над оживленным городом.
Экипаж молчал, эфир молчал. Все замерли в ожидании самого страшного. Только пилоты искали глазами свободное пространство в городе, чтобы посадить лайнер с наименьшими жертвами. В баках датчики показывали остаток топлива 2,5 тонны.
Мягкая посадка
И вдруг им открылась Нева, пилоты переглянулись. Второй пилот, Василий Чеченев, кивнул головой и Виктор Мостовой направил самолет на фарватер Невы.
Скорость была огромной, и пилотам приходилось несколько раз плюхаться на воду и поднимать лайнер над водой, гася скорость. Уже почти погасив скорость, как впереди показался буксир с огромным плотом из бревен. С неимоверными трудностями пилотам удалось поднять лайнер и избежать катастрофы. Последний раз самолет плюхнулся в воду и проглиссировав несколько десятков метров, остановился в 30 метрах от опор железнодорожного моста.
Изумленные и испуганные пассажиры смотрели широко открытыми глазами на спокойную гладь Невы через иллюминаторы самолета.
Но на этом история не кончилась. Капитан буксира, быстро отцепив плот, подплыл к лайнеру. При развороте буксир задел лайнер и разбил боковое стекло в кабине пилотов. Через этот проем он подал трос пилотам. За трос буксир подтащил лайнер к плоту.
Пассажиры эвакуировались на плот, даже не замочив ноги. Благодаря геройскому поступку и опытности пилотов, в этой аварии не пострадал ни один человек.
Разборки полета
Самолет затонул после эвакуации пассажиров через пятнадцать минут у самого берега.
При разборе полета, комиссия обвинила пилотов в не профессиональности в экстренной ситуации. Ведь надо было сделать кого-то виноватым. Но когда подняли самолет, то выяснилось, что топливные баки пустые. Датчик топлива показывал неправильно на 2,5 тонны. Получается, что этот самолет долгое время летал с большим дефицитом топлива, может быть с самого начала эксплуатации. За пилотов заступился конструктор самолета Туполев, и еще помогло коллективное письмо пассажиров, которым пилоты спасли жизнь.
Власти все же признали этот героический поступок подвигом и даже наградили пилотов квартирами. А вот само происшествие постарались засекретить. Но пока лайнер глиссировал по воде Невы, его смогли заснять фотографы любители.
Фотоматериал использован из свободного доступа Яндекс и является иллюстрацией мыслей автора.
Если вам понравилась публикация - не забудьте:
- нажать "палец вверх";
- подписаться на канал;
- оставить комментарии