В преддверии конца учебного года давайте разберем вопрос, так ли уж действительно важно, чтобы ваш ребенок был отличником.
Отличники – кто они?
Само собой разумеется, каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос отличником, ну или просто хорошо учился на четверки и пятерки. Не менее важно, чтобы он считался успешным среди сверстников. Советское прошлое оставило в нашем сознании нацеленность на хорошие отметки в школе, как гарантию успехов по жизни.
В такой позиции родители зачастую не видят очевидных проблем школьника, показатели оценок по предметам выходят на первый план. Если ребенок в школе получает хорошие оценки, замечаний в поведении нет, школьник успешен в городских конкурсах и побеждает. Успех подкрепляется грамотами, дипломами и похвалами со стороны учителей. Гордость у родителей зашкаливает.
Однако, отличники в детской среде слывут выскочками, ботаниками и подлизами. Обычные дети будут избегать дружбы с ними, возможно даже над ними будут жестоко подшучивать из-за идеального послушания и правильного показушного поведения. Словом, возможно крайне негативное отношение к ним со стороны сверстников.
В Москве коллектив исследователей провел изыскания на тему привычных мнений об отличниках в школе. Бывшим школьникам предложили изложить свое понимание отличников, а самих бывших отличников – рассказать, как они видят со стороны самих себя. Среди показателей личности фигурировали проблемы, достижения, взаимодействие со сверстниками, успехи и неудачи, общее впечатление о жизни в школе, дружбе.
Положения, опротестованные в результате исследований:
- В школе, где образование ценно, отношение к успешному отличнику гораздо лучше, чем в простой школе. Нет. Даже в элитной гимназии фигурирует понятие отличника как субъекта особых отношений с учителями. Они демонстрируют особые отношения с преподавателями, раздражающее одноклассников.
- К зубрилам относятся гораздо хуже, чем к действительно одаренным детям. Нет. Не имеет значение как получены отличные оценки – посредством дара или труда.
- Отличник – это заучка, который не может определить свою дальнейшую судьбу, никогда не сможет переехать в другой город и учиться в ВУЗе, находящемся далеко от родителей. Он зависим в выборе от семьи, от которой не способен отделиться. Нет. Процесс выхода из семьи для отличника прост как для любого другого подростка.
- Говорят, что в жизни успехов добиваются троечники. Отличники – не уверенные в себе неудачники, не способные достичь больших успехов. Нет. На самом деле школьные отличники прекрасно умеют ставить перед собой цель и добиваться ее во взрослой жизни. Они находят себе место по душе, зачастую получают полное удовлетворение от работы.
Делаем правильные выводы
В далекие 1990-е года половина бизнесменов представляли из себя бывших троечников. На 20 лет позднее более половины – это уже хорошисты и 1/5 – отличники. Топ-менеджеры ведущих российских корпораций – заучки и труженики. Тем не менее, в современной школе по-прежнему существует проблема гнета отличника как носителя образованности и интеллекта. Он не пользуется признанием и уважением среди сверстников.
Родители должны помнить, что школа – это не только место обучения, получения знаний и оценок. Важнее то, что школа – это социальная среда, место созревания социального статуса человека. Успешность во втором – залог построения правильных отношений с людьми в зрелом возрасте, в том числе с противоположным полом.
--------------------------------------------------
Как оказалось в этом вопросе всё не так однозначно. А как вы относитесь к этому вопросу? Делитесь своим мнением в комментариях 👇