Найти тему

Выпускник стал не тот...

Наболело. Хочется высказаться. Предложить изменения. Добиться их реализации. Но образовательной революции не хочу. Желаю прогрессивных изменений.

Хотел сегодня писать о буднях вузовского доцента. Желал рассказывать об образовательной повседневности. Но актуальная тема пришла в процессе рабочих будней.

Середина трудового дня. В кабинет заходит исполняющая обязанности заведующего кафедрой. К слову, последние два года в вузе всё кафедральное руководство ИО. Эксперты говорят, так удобней управлять. Приставка ИО позволяет легко подавлять несговорчивых. Подпись под приказом и ИО лишён статуса. С избранным на должность так не получится.

Заходит кафедральный руководитель и начинает вести беседу о выпускниках. Идёт разговор о государственной аттестации и о задолженностях студентов последнего курса. Мне вежливо говорят о том, что я косвенно являюсь виновником этой ситуации. Из-за моего подхода будущие выпускники не могут сдать и защитить курсовые работы.

Вежливо объясняю руководству, что курсовых исследований, соответствующих требованиям, не видел. И на конкретном примере показываю, поясняя ситуацию.

Представленный материал не вычитан. Исследовательская логика нарушена. Требования нормоконтроля не выполнены. Библиографическое оформление страдает. Подводя итоги, говорю, что представленная работа признаков курсового исследования не имеет. Поэтому оценить её положительно не представляется возможным.

Принимаем совместное решение по сложившейся ситуации. Приходим к выводу, что нужно комиссионо рассмотреть представленный материал для планирования дальнейших действий.

Руководство уходит формализовать принятое решение. Создавать проект распоряжения декана. А я пытаюсь найти причины изменения отношения выпускников к образовательному процессу.

Понимаю, что найти виновных в этой ситуации легко. Навесить ярлыки на них не составляет труда. Но предлагаю подойти к этой ситуации объективно.

Педагогический состав виновен в этой ситуации без сомнений. Не смогли научить. Не сформировали устойчивый исследовательский навык. Студенты не могут сдать пятую заключительную курсовую работу. Как принимались такие исследования до этого? Принцип был прост. Главное что-то принесли.

Получается педагогической требовательности нужного уровня не было. К этому стоит добавить необходимость развития методической и методологической подготовки коллег. Преподаватели тоже должны учиться. А чтобы не было таких противоречий, следует методологически и методически сложные педагогические вопросы решать коллегиально, на заседании кафедры. Здесь вновь вспоминается описанный мною карьерный курьёз, когда доцентом по формальным признакам можно стать через три года. Содержательно стать профессионалом такого уровня за такой период, как показывает практика невозможно. Методическое и методологическое мастерство формируется с годами.

Второй фактор, порождающий эту ситуацию, — отсутствие системной требовательности к студентам за посещаемость, выполнение учебных задач и др. Понимаю, что рыночные отношения, платное образование порождает этот образовательный перекос. Но его можно поправить, например, во многих вузах введены платные пересдачи. Информированные люди говорят, что данная мера хорошо стимулирует обучаемых.

Третий аспект данной проблемы связан с качеством студентов. Контрольные цифры приёма, подушевое финансирование привели к тому, что набирают для обучения молодёжь не способную освоить вузовский курс. Об этом неоднократно говорил ректор МГУ В. А. Садовничий. Для решения этой задачи нужно во время диагностировать проблему и принять решение о судьбе неуспевающего студента.

Четвёртый фактор связан с управленческой смелостью. Храбрость ректора и проекторов в выстраивании жёсткой системы образовательно-рыночных отношений даст результат. Санкции поощрения и наказания должны сопровождать систему рыночных образовательных отношений. Опыт ведущих вузов показывает, что нерадивых студентов отчисляют даже в ходе государственной аттестации выпускников.

Высказался. Полегчало. Для изменения сложившейся ситуации образовательная система должна быть жёстче. Она будет результативней, если кроме образовательных стандартов, будут организационные регламенты. Такой подход позволит создать стимулирующий эффект. Так как будет понятно, каковы последствия наступят при не выполнении обязательств по освоению учебного плана.