Найти тему
CHERDAK

Голос фильма - саундтрек: в чем магия закадровой музыки

Никто не будет спорить, что без музыки фильм смотреть совсем не так интересно. Тонкие переходы настроения, накал страстей - все это музыка, которая пишется специально для фильма. Но есть один парадокс: порой качество музыки перебивает качество фильма.

Некоторые режиссеры обращаются за помощью к любимым группам, которые уже и доводят до идеала музыкальное оформление фильма. Например, слышим Балабанов, сразу в голове играет музыка группы Наутилус Помпилиус. Говорим о фильмах Ренаты Литвиновой, так сразу же слышим тонкий голос Земфиры. Сергей Соловьев и Борис Гребенщиков - нераздельная парочка эпохи перестройки. Но режиссеры уже изначально понимали, что они хотят услышать. Многие песни пишутся до фильма, и авторы просто вставляют их в нужный эпизод. Эффект получается отличный, но тем не менее стоит говорить тогда о сотрудничестве, а не о композиторстве.

И совсем другая история, когда композитор пишет музыку под каждый эпизод. Придумывает музыкальную тему героев, выбирает инструменты, тональность, обработку. То есть композитор такой же режиссер, только работает он не с актерами, а с нотами. Одним из самых известных композиторов является Энио Мариконе. Именно ему мы обязаны появлением легендарных мелодий из “Крестного отца”, “Однажды в Америке”. Он мог одним лишь переходом с тональности на тональность рассказать историю о великой любви и великом предательстве…

Саундтрек - искусство невероятно сложное. Нужно не просто чувствовать фильм, нужно понимать, как раскрыть персонажа, при помощи каких средств это сделать. Саундтрек почти как краски художника - одно неверное сочетание и все пойдет прахом. Именно поэтому талантливые саундтреки запоминаются на всю жизнь и становятся культовыми.