Найти тему
Автомеханик

Распространённые виды рулевых реек в автомобиле

Рулевая рейка — это основной элемент системы управления автомобилем. На современных машинах используются различные типы таких конструкций, которые отличаются своим принципом работы.

Рулевая рейка – это один из основных элементов рулевого управления, который позволяет синхронизировать поворот передних колёс одновременно с изменением положения рулевой колонки. Сегодня используются различные по своей разновидности и принципу работы рулевые рейки, при этом от правильности их функционирования и отсутствуя поломок этого узла будет зависеть безопасность управления машиной. Поговорим поподробнее о разновидностях и принципе работы рулевой рейки.

Принцип работы агрегата

Принцип работы этого узла достаточно прост. При повороте рулевого колеса усилие передаётся с него на специальную шестерню, которая перемещает рейку, сдвигая ее вправо или влево. Одновременно с таким перемещением рейки синхронно двигаются тяги рулевого привода, которые поворачивают ступицы и кулаки. Тем самым обеспечивается синхронный поворот ведущих колес автомобиля одновременно с поворотом рулевой колонки.

-2

В прошлом рулевые механизмы не имели каких-либо дополнительных усилителей, соответственно для поворота колёс приходилось прилагать существенные усилия, что несколько усложняло маневрирование на низкой скорости и стоящем на месте автомобилем. Современные машины получили дополнительный гидроусилитель, который позволяет с минимальным усилием, прилагаемым к рулю, поворачивать колёса в нужную водителю сторону.

-3

Устройство рулевой рейки и её компоненты

В каждом конкретном случае устройство и составляющие рулевой рейки могут отличаться, в зависимости от конкретного автомобиля. Это могут быть как относительно простые механические конструкции, так и полностью электронные агрегаты, которые фактически не имеют прямой связи с рулем.

Основными составляющими таких рулевых реек являются следующие компоненты:

1. Рулевая рейка представляет собой силовой узел, состоящий из шестерни и зубчатой рейки. Выполняется он из легкосплавного металла и закрепляется на кузове автомобиля.

2. Рулевой вал — это металлический стержень, на котором имеются шлейфы для фиксации руля и крепления рейки на другой стороне вала.

3. Рулевое колесо, отвечающее за управление автомобилем.

4. Рулевые тяги — это металлические стержни, имеющие с одной стороны шарнирное шаровое устройство с резьбой и на противоположной стороне нанесенную по металлу резьбу.

5. Рулевые наконечники — это специальные детали, к которым крепятся тяги. Выполняются наконечники с внутренней резьбой и специальными шаровыми шарнирами.

У отдельных модификаций рулевой рейки может использоваться демфер, установленный между корпусом и тягами. Его основное назначение — это снижение вибрации на руле, что позволяет повысить удобство использования автомобиля. Чаще всего такая конструкция устанавливается на кроссоверах и внедорожниках, обеспечивая комфорт передвижения по разбитым дорогам.

Разновидности рулевых реек

На современных автомобилях могут устанавливаться различные виды рулевых реек, которые отличаются своим принципом работы, компонентами, имеют те или иные преимущества и недостатки.

Наибольшее распространение получили три основных типа рейки:

Механические конструкции — это простейший вариант, в котором поворот передних колес происходит за счёт движения вала по зубчатой рейке. У отдельных модификаций имеется специальная конструкция, с переменным передаточным числом, когда шаг зубьев различается на краях и в центре. Последнее позволяет несколько повысить удобство использования таких автомобилей.

-4

Гидравлические рулевые рейки получили специальный гидроусилитель, основное назначение которого – это облегчение вращения руля. Использование такой конструкции не только позволяет повысить комфорт управления автомобилем, но и обеспечивает максимально возможную безопасность за рулем. Это распространенный тип рулевых реек, который сегодня встречается на большинстве современных автомобилей.

-5

Электрические рулевые рейки получили дополнительный электромотор, что позволяет не только обеспечить максимальное упрощение управления автомобилем, но и позволяет изменять передаточное число в зависимости от текущей скорости автомобиля. Такая система надёжна, экономична и имеет максимально возможный КПД.

Основные преимущества и недостатки

Каждый используемый сегодня на современных автомобилях тип рулевых реек имеет свои определенные преимущества и недостатки. Самые простые механические разновидности были популярны в прошлом и устанавливались на отечественные автомобили вплоть до начала двухтысячных годов. К преимуществам такой конструкции можно отнести небольшой вес, малые габариты всей конструкции и ее простоту. Также можно выделить точность управления, простоту обслуживания и доступную стоимость. Недостатки таких простых реечных механизмов – это возможные стуки и люфты в рейке, а также посредственный комфорт управления автомобилем, так как на руль передаются все неровности дорожного полотна.

Основным преимуществом механических реек с гидроусилителем является существенное упрощение управления автомобилем. Теперь не требуется прилагать существенные физические усилия, если нужно повернуть колёса, что в прошлом на стоящем автомобиле представляло определённые сложности. Впрочем, такие механизмы не лишены недостатков, а именно появление люфтов, а приблизительно к 80-100 тысяч километров пробега рейка разбивается, что требует ее восстановления или замены.

Электромеханизмы появились ещё в начале двухтысячных годов и сегодня часто устанавливаются на автомобили премиум-класса. Такие рейки с электромотором не имеют прямой связи рулевой колонки и колёс, соответственно существенно повышается комфорт управления автомобилем, при этом обеспечивается безопасность маневрирования на низкой и высокой скорости. В то же время следует учитывать, что такая система отличается сложностью конструкции, а при неисправностях ремонт может потянуть на солидную сумму, которая будет попросту не по карману автовладельцам.

Подведем итоги

Рулевые рейки — это специальные механизмы, которые позволяют правильно управлять автомобилем, поворачивая вслед за рулем передние колёса машины. Сегодня используются различные типы таких механизмов, которые могут выполняться исключительно механическими с гидроусилителем или со специальным электромотором. Каждый из этих типов конструкций имеет свои определенные недостатки, при этом автовладельцу необходимо будет в обязательном порядке поддерживать исправность этого узла, так как от этого напрямую зависит безопасность эксплуатации автомобиля.