Посещение дома-музея Михаила Афанасьевича Булгакова в Киеве мы запланировали железно. Где еще может представиться более удачная возможность прочувствовать творческий гений великого писателя?
И вот, значит, приходим мы к музею за полтора часа до его официального закрытия по часам работы. А музей закрыт, а на двери табличка под старину "Зачынено". Кому как, но для меня это вот вообще никогда НЕ повод развернуться и уйти, смиренно перечеркнув мои желания.
Поэтому я звоню на номер телефона музей, указанный под часами работы. Мне отвечает мужчина и совершенно теряется в ответе на мой внезапный вопрос: "Почему закрыт музей?" Начинает что-то мямлить про технические причины, но не успевает придумать что-то логичное и здравое на мои въедливые уточнения о характере тех самых "причин".
Веду себя вежливо, но настойчиво, с возрастающим градусом нетерпения. Мужчина в трубке советуется с какими-то дамами на фоне, прося их взять нас на экскурсию, дамы отбрехиваются жестоко и раздражительно - я все это слышу, трубку никто не прикрыл. И вот тут терпение теряю уже я, когда мне так и не дают вразумительного ответа, я вспоминаю им Министерство Украинской культуры (надеюсь, оно хоть так называется?) и то, что самовольно менять себе рабочее время - это как-то не очень вежливо по отношению к приехавшим издалека гостям.
Через 15 минут нас с недовольным видом все-таки запускают в музей, требуют "наличными и без сдачи", чеков, конечно же не выдают, резким тоном заставляют "раздеться" и "оставьте сумки вот здесь", экскурсию начинают вести сквозь зубы, манерно подергивая бровями в пренебрежении и плохо скрываемой ненависти. И это в святилище русской литературы и месте невероятной силы мысли !
В итоге, когда музейная работница услышала, что мы из Беларуси (здесь почти нет гордости, а лишь недоумение), она резко поменяла свое отношение и дальше уже вела свой рассказ о жизни автора "Мастера и Маргариты" почти мило и ласково, погружая нас в шокирующие детали его биографии. В конце экскурсии мы поняли почему нас так не хотели пускать в музей: они закрылись ради небольшой группы немцев, заказавшей частную развернутую экскурсию. Но от этого наша радость маленькой булгаковской победы над обстоятельствами стала еще сильнее!
И вот что вам хочу сказать про дом-музей Булгакова - он прекрасен! Огромное количество аутентичных вещей и предметов интерьера, которые держал в руках мистический классик. Под этой зеленой лампой, глядя на холодную мостовую под окном, Булгаков написал "Белую гвардию". Собственно, все семь комнат музея выстроены именно по этому роману, переход в каждую дверь - это символичное погружение в эпоху и события литературного произведения. Комнаты наполнены чарующей таинственностью. Например там есть комната, в которую запрещено заходить кому бы то ни было - это комната жизни и смерти, своеобразный авторский портал перерождения и реинкарнации. Но в эту комнату дают заглянуть через ... старинное зеркало, которое неприметно висит на стене, но превращается в сквозной тоннель при выключенном свете и наглухо занавешенных шторах. Зрелище потрясающее, эффект присутствия достигается невероятный, жутковато, но безумно интересно.
Попасть из Белой гвардии в нехорошую квартиру Мастера и Маргариты в музее можно через ... шкаф! Точно так, как ходил когда-то кот Бегемот в романе. Переход из одной комнаты в другую замаскирован под старинный шифоньер, а открыв его двери и отодвинув вешалки, перед посетителями появляется вход в еще одну булгаковскую реальность....
Михаил Булгаков был одиозной личностью и наркоманом-морфинистом. Он трижды был женат, но не оставил ни одного наследника. Все три его жены были удивительно красивы и самоотверженны, умны и до конца дней своих хранили душевную преданность великому человеку, несмотря на разъединение судеб.
Булгаков прожил нелегкую жизнь, никогда не был сказочно богат или безусловно успешен. Он много скитался, тяжело страдал от болезни почек (отсюда и морфий), рано умер, но оставил такое наследие, по которому всем нам еще долго предстоит учиться жизни и ее пониманию.
Если будете в Киеве, обязательно сходите в этот музей на Андреевском спуске. Он приметный, возле него сидит рыже-черный кот, который точно в восьмой своей жизни - Бегемот и молчаливый наблюдатель за порядком в этом доме номер триннадцать.
Ксения Пересторонина