Найти в Дзене
Что посмотреть?

«На Париж» и «Война Анны»: два новых русских фильма о войне, которые могут стать главными событиями этого года

Оглавление

В мае 2019 года на российские экраны вышло сразу два новых отечественных фильма о войне. Это драма Алексея Федорченко "Война Анны" про 6-летнюю девочку, которая несколько лет в одиночестве выживает в оккупации, и комедия Сергея Саркисова "На Париж" о нескольких советских офицерах, которые после Дня Победы в эйфории убегают в самоволку, отправляясь во французскую столицу. О них мы расскажем в этой статье.

Новый взгляд

-2

Обе картины очень разные, но обе заслуживают внимания. Самое главное, что наши кинематографисты, наконец, поняли, что о войне можно говорить не только на языке героических и монументальных эпопей.

В этот раз в качестве альтернативы предложены камерные постановки, которые предполагают взглянуть на произошедшую трагедию через частный и личный, а не общенародный опыт.

Интересно смотрится и разнообразие жанров. Комедия "На Париж" уходит в гротеск, а "Война Анны" временами напоминает классический фильм ужасов.

"Война Анны"

-3

Новая работа Алексея Федорченко многими уже названа лучшим российским фильмом этого года. События картины начинают разворачиваться через несколько месяцев после начала Великой Отечественной войны. На дворе осень 1941 года.

Главную героиню, как это несложно догадаться, зовут Анна. Ей 6 лет. Образ центрального персонажа фильма достался Марте Козловой, которой в конце лета исполнится 10 лет.

Можно с уверенностью утверждать, что перед нами талантливая актриса, которая уже получила признание. Роль в ленте "Война Анны" стала для Марты дебютной. Она уже получила за нее премию "Ника". Недавно девочка сыграла в еще одном фильме - "Мертвые ласточки".

Зрители внимательно наблюдает за ее бледным и испуганным лицом с узнаваемыми еврейскими чертами. Впервые она появляется заваленная листьями и землей. Чтобы выбраться, ей приходится раскапывать не только себя, но отталкивать лежащие повсюду тела. Одно из них принадлежит матери девочки.

Выползая, Анна, конечно, расплачется. По всей видимости, именно мать во время массового расстрела прикрыла ее своим телом.

Мнимое спасение

-4

Девочку выручают старики из соседней деревни. Но в безопасности она может чувствовать себя недолго. Одев и покормив ребенка, они отводят ее в местную школу, в которой после оккупации расположилась немецкая комендатура.

Здесь главной героине предстоит спастись от неминуемой гибели еще раз. Избежать казни ей удается, спрятавшись в камихне, заваленном мусором и учебниками.

В этом камине она проведет следующие два года. Украдкой подсматривая за тем, что делают фашисты, страдая от нехватки воды и еды. Из камина она имеет возможность ненадолго выбираться только по ночам, когда все уходят.

Спасаться и выживать

Те, кто уже посмотрел фильм, утверждают, что "Война Анны" смотрится буквально на одном дыхании. Высидеть перед экраном тяжело морально.

Зритель постоянно наталкивается на крупные планы детского лица. В картине практически нет слов. Остается только следить за тем, что делает девочка.

Выживать ей приходится, используя любые методы. Она пьет воду из стаканов для кисточек, забирает еду из мышеловок, грызет корешки книг, которыми завален камин, ставший для нее укрытием.

Поначалу Анна выглядит совершенно беспомощной, но вскоре начинает активно бороться за свое выживание. В здании бывшей школы она по-хозяйски осваивается, тщательно обследуя его по ночам.

Чтобы согреться, она придумывает разделать хранящееся здесь чучело волка, надевая на себя шкуру животного. Вопрос с питанием решает, придумав, как охотиться на голубей, которые в большом количестве живут на чердаке.

Художественное значение

-5

Очень интересно наблюдать за тем, как Федорченко работает с кадром. В повествовании преимущественно лаконичные сцены, в которых натуралистично показана отчаянная борьба за жизнь. Причем во всех подробностях.

-6

Примечательно, что через эту поразительную историю выжившего ребенка режиссер не пытается выводить свой фильм на более широкий уровень обобщений. Появляется ощущение, что именно желанием сравнить судьбу Анны с тяжелой долей страны, которая выпала ей во время войны, объясняется сцена, в которой она передвигает флажки, обозначающие немецкие войска, на школьной карте мира, возвращая их обратно в Германию.

Финал хоть и получается патетичным, в действительности только в очередной раз подчеркивает вклад каждого отдельно взятого человека в выживание страны и победу в Великой Отечественной войне.

"На Париж"

-7

Сюжет фильма Саркисова "На Париж" начинается 8 мая 1945 года. Майор Воронин (актер - Дмитрий Певцов) находится в госпитале, расположенном в немецкой провинции. Он лечит раны, полученные на фронте, заводит роман с медсестрой.

В расположение своей части он возвращается шумно - на конфискованном по дороге генеральском "Мерседесе". Однополчане восторженно принимают его. Все они беспробудно пьют с момента объявления о капитуляции Германии. Для них новость о Победе стала поводом поднять стаканы за будущую мирную жизнь и ожидающих их дома жен.

Правда, у некоторых радость омрачена новостями из дома. Например, романтик и интеллигент капитан Стержнев (актер - Евгений Стычкин) узнает, что его супруга, пока находилась в тылу, нашла себе другого. Сам же он мечтает увидеть Париж, который хорошо знает по книгам. Но это желание никак нельзя назвать реалистичным.

В путь!

-8

В этот момент нужно понимать, что никогда не стоит недооценивать лихость русской души и силу алкоголя. Уже на следующий день Стержнев, Воронин и старший лейтенант Каха (Торнике Квитатиани) отправляются все на том же генеральском "Мерседесе" во французскую столицу.

В этот момент окончательно становится понятен жанр дебютного фильма режиссера Сергея Саркисова. Это похмельное и послевоенное роуд-муви.

Примечательно, что при этом режиссер стремится придерживаться стилистики классического кино о Великой Отечественной войне. Как правило, у него это получается. Фильм у него выходит лирическим и, скорее, утешительным, чем духоподъемным.

Все герои понимают, что самое страшное позади - война закончилась. Поэтому самое время браться не за оружие и лопаты, чтобы рыть окопы, а за бокалы.

Обязательно нужно отметить, что картине при этом удается постоянно балансировать на грани между комедией и драмой. По пути к Эйфелевой башне герои встретятся с недоверчивыми и озлобленными союзниками. Также нас ждет интересный эпизод с участием Ринаты Литвиновой в роли хозяйки провинциального публичного дома.

Настроение картины

-9

В конечном счете несколько легкомысленная история оборачивается тем, что в самый кульминационный момент тон всего происходящего на экране резко меняется.

При появлении на экране Маковецкого в образе офицера НКВД нам приходится взглянуть на беззаботное поведение главных героев совершенно с другой стороны.

При этом не нужно опасаться, что фильм после этого скатится к односложным идеологическим высказываниям. Как и в самом начале, режиссеру удавалось обойтись без ура-патриотических ноток, так и теперь он не опускается до обличительных речей в адрес офицеров госбезопасности.

-10

Учитывая, что картина снята режиссером-дебютантом, особенно интересно смотрится его свободное обращение с тяжелыми вопросами, которые до сих пор для многих являются слишком болезненными.

К тому же впечатляет его формальная свобода, дающая ему возможность делать некоторых персонажей откровенно гротескными.

В любом случае оба этих фильма заслуживают вашего внимания.