Эксперименты с магнитом всегда привлекают детей благодаря тому, что невидимое магнитное поле как по волшебству заставляет металлические предметы перемещаться без помощи рук. С одной стороны, это настоящее чудо, а с другой – повод поэкспериментировать.
Опыт 1. Что притягивает магнит.
Соберите небольшую кучку предметов из разного материала. Добавьте в нее блестящих и металлических штучек. И предложите малышу проверить, какие из этих вещей магнит притянет, а какие нет. После эксперимента сделайте вывод: магнит притягивает только железные предметы, но не все блестящие вещи из железа – они могут быть из других металлов, которые не притягиваются.
Опыт 2. Магнитное поле.
Возьмите чистый лист бумаги и положите на него скрепку. Отметьте место, на котором она лежит как «старт». Затем возьмите магнит, положите его напротив скрепки и медленно приближайте к ней. На каком расстоянии магнита от скрепки она вдруг «скакнет» и приклеится к магниту? Отметьте это расстояние чертой. После попробуйте использовать магнит сильнее или слабее предыдущего и также отметьте, на каком расстоянии от магнита скрепка сдвинулась с места. Сделайте вывод: вокруг магнита есть невидимое магнитное поле, которое и воздействует на другие магниты.
Опыт 3. Два полюса.
Магнит имеет 2 полюса: положительный(+) и отрицательный(-), и его притяжение или отталкивание от другого магнита зависит от того, какими полюсами их соединить. Предложите ребенку соединить магниты сначала разными полюсами, а затем одинаковыми, сделать вывод.
Опыт 4. Видимое магнитное поле.
На листок бумаги насыпьте металлические опилки (или мелкие кусочки скрепок) и под лист положите магнит. Опилки сразу выстроятся по направлениям линий магнитного поля, а если магнит еще и двигать, то можно наблюдать самые разные узоры. Сделаем вывод: опилки располагаются по линиям невидимого магнитного поля, которые идут от положительного(+) полюса к отрицательному(-).
Опыт 5. Самый большой магнит – наша Земля.
Чтобы в этом убедиться, сделаем компас. Налейте воды в миску и поставьте ее туда, где рядом не будет ни телефона, ни компьютера, ни других магнитных предметов. Затем намагнитьте простую иголку (какое-то время подержите ее на магните) и смажьте растительным маслом. Иголку кладем на воду: благодаря маслу она не утонет, а развернется на воде в определенном положении. Положите рядом на стол компас с обозначениями и сравните направление стрелки и иголки, для точности поверните миску с водой – игла все равно будет показывать заданное положение: с юга на север. Сделайте вывод: магнитное поле Земли – самое мощное, поэтому любые магниты выстраиваются по его линиям.
А другие интересные факты из физики вы можете найти на сайте «Разумейкин» www.razumeykin.ru в разделе «Физика» для детей 5-6, 7-8 и 9-10 лет.