Психологи стали замечать, что из обращений родителей к ним исчезла одна тема. Обычно она звучала примерно так: «Мой ребенок все время куда-то лезет, задает кучу вопросов, на которые я уже просто не знаю, где брать ответы».
Постепенно эта тема переросла в такую: «У ребенка завались игрушек, но он ничего не хочет, ничего не ценит и ничем не интересуется».
Вся эта ситуация, как отмечают психологи, говорит о том, что исследовательский интерес куда-то исчезает. А без него вырастить активную, полноценную, творческую личность просто невозможно.
Как же не заглушить познавательный интерес ребенка?
- Пока ребенок маленький, он ни в коем случае не должен быть завален игрушками: 3-4-х вполне хватит. Малое число игрушек помогает развитию концентрации внимания. Чем больше в поле зрения ребенка ярких, звучащих, движущихся предметов, тем рассеяннее мышление, хуже память, более раздражительна нервная система.
- В любых полезных развивающих, обучающих занятиях у ребенка должны быть регулярные и продолжительные перерывы, так чтобы можно было заняться «ничегонеделанием». В такие перерывы мозг малыша обрабатывает полученную информацию и учится сам себя занимать, то есть тренирует тот самый исследовательский поиск.
- Отдавайте предпочтение игре, а не обучению. Ребенок растет и развивается по определенным закономерностям. И игра для малышей – это обязательный и важный этап, благодаря которому ребенок пробует себя в тех ролях, которые возможны во взрослой жизни. Из игры он берет больше, чем из любого занятия. Поэтому предоставьте ребенку безопасную среду, немногочисленные игрушки и свободу самовыражения.
- Для ролевой игры – ведущего способа изучения мира в дошкольном возрасте – у ребенка не должно быть игрушек на все случаи жизни: докторский чемодан, коляска для куклы и т.д. Ребенок должен научиться создавать игровое пространство из подручных средств: коробок, кубиков, тряпочек. Если ему трудно организовать игру на первых порах, можно подсказать 1-2 идеи и посмотреть на то, как малыш их разовьет в своем воображении и претворит в жизнь.
- Ребенок не должен жить по строгому расписанию. Строгий распорядок дня тормозит инициативу, вспышки новых идей, которые малышу очень хочется воплотить в жизнь здесь и сейчас. Свобода дает шанс вырасти самостоятельным и активным.
- Хорошо, если вы будете разговаривать с ребенком не только о его успехах в обучении, о семейных делах, но и о том, что интересно вам самим. Так, малыш привыкнет, что у человека должны быть свои интересы, никак не касающиеся семьи и учебы – и задумается: а что же интересно мне самому?
Исследовательский интерес развивается из дефицита подручных средств и свободы фантазии, поэтому больше доверяйте свободе творчества малыша и сами активно делитесь с ним своими идеями.