Для ребенка очень важно начать учиться вовремя. Зачем детей учат читать в 2 года? Мозг к этому не готов!
Если вы его надрессируете — он, конечно, будет и читать, и, может, даже писать.
У детей огромный разброс в скорости развития, это важно учитывать.
По официальным данным, у нас более 40% детей имеют трудности с чтением и письмом по окончании начальной школы.
У таких детей вся когнитивная мощь мозга уходит на то, чтобы продраться через буквы. Поэтому если даже он и прочитывает текст, то понять смысл сил уже не хватило, и любой вопрос по теме поставит его в тупик.
1. Развивайте мелкую моторику.
Мы находимся на стыке между человеком, который писал по прописям и читал бумажные книги, и человеком, который читает гипертексты, писать не умеет, имеет дело с иконками. Важно понимать, что это — другой человек и у него другой мозг!
Важно развивать мелкую моторику ребенка: лепить, вырезать, перебирать бусинки, штриховать карандашом. Это именно то, что влияет на речевые функции. Если вы не развиваете у ребёнка мелкую моторику, то не жалуйтесь потом, что его мозг не работает.
2. Слушайте музыку и приучайте к этому детей.
Современные нейронауки активно изучают мозг в то время, когда на него воздействует музыка. И мы сейчас знаем, что когда музыка участвует в развитии ребенка, это сильно влияет на структуру и качество нейронной сети.
Когда мы воспринимаем речь, происходит очень сложная обработка физического сигнала. Нам в ухо ударяют децибелы, интервалы, но это всё физика. Ухо слушает, а слышит мозг.
3. Не разрешайте мозгу лениться.
Не все люди на нашей планете гениальны. И если у ребёнка плохие гены, то тут ничего не поделаешь.
Но даже если гены хорошие, то этого все равно недостаточно. Это как если вы год пролежите на диване без движения, а потом попробуете встать. У вас ничего не получится. Так и с мозгом!
4. Не равняйте своего ребенка под общую гребенку.
Есть такая карикатура, на ней изображены животные, которым предстоит залезть на дерево: обезьяна, рыбка и слон. Разные существа, некоторые из которых в принципе влезть на дерево не могут, однако это именно то, что предлагает нам современная система образования.
5. Делайте перерывы.
Считается, что если в процессе обучения ребёнок что-то забыл, отвлёкся, перерыв сделал — это плохо, а если уснул — вообще кошмар.
Это неправда! Такие перерывы — это помощь детскому мозгу. Они дают возможность мозгу уложить, усвоить полученную информацию.
Лучшее, что мы можем сделать, если нам что-то нужно срочно выучить прямо к завтрашнему дню, — это прочитать прямо сейчас и быстро лечь спать. Основная работа мозга происходит в то время, когда мы спим.
Для того, чтобы информация попала в долговременную память, нужно время и определённые химические процессы, которые происходят во сне.
По материалам Татьяны Владимировны Черниговской.